Все про уход за автомобилем

Евпатий коловрат был ли на самом деле. «Брал мечи татарские и сёк ими»: кем на самом деле был легендарный защитник Руси от монголов Евпатий Коловрат

Ложь о Евпатии Коловрате December 5th, 2017

Написать данный пост меня побудили восторженные шапкозакидательские посты о фильме "Легенда о Коловрате" от разных людей, в той или иной мере относящих себя к православно-патриотическому лагерю.

Казалось бы, сама русская история подкинула нам уникальный сюжет, превосходящий по содержанию самые лучшие творения голливудских сценаристов, но результат плачевен - от легенды о Евпатии Коловрате в фильме осталось лишь название. Мало того, современная молодёжь, посмотрев это компьютерное фэнтези, будет думать, что Евпатий и был таким, как показано в фильме - маленьким наивным мужичком, больным амнезией.

Я не буду описывать содержание фильма,

Я напишу о том, чего в фильме нет:

1. Нет беспримерного марша Евпатия из Чернигова по заснеженным рекам на помощь своей родной Рязани. Сам по себе это уже подвиг. Он прошел по зимним дорогам более 1000 километров и догнал врага.

Вместо этого авторы фильма сначала отправляют Евпатия к самому Батыю, который (полный идиот) вешает ему на шею в ответ на оскорбление охранную грамоту, а затем в пещеру к отшельнику с огромным медведем, пожирающим исключительно нерусских.

2. Не показана трагичная судьба рязанского посольства в ставку Батыя, которое приложило все усилия к достижению мира. Оно не смогло достичь его только потому, что мира не хотел сам Батый.

Вместо этого русские сами провоцируют своей дерзостью Батыя, да еще и ухитряются убежать из татарского лагеря силой. Причем в отличие от татар они ухитрились проспать в снежной буре штурм Рязани, продолжавшийся 5 дней. Помимо этого Коловрат бросает князя на растерзание татарам, что было немыслимо для русского героя того времени.

3. Нет битвы рязанского войска с татарами после уничтожения посольства. Сама по себе данная битва согласно преданию являет собой образец мужества, поскольку силы были явно неравные. Сложно сказать, насколько трагичной была бы оборона Рязани, останься войско внутри стен, ведь по словам летописца Рязань была взята потому, что защитники не имели смены в отличие от татар, штурмовавших город непрерывно днём и ночью, меняя тумены.

Вместо этого показано как Батый за одну ночь уничтожает один из крупнейших русских городов вместе в войском и жителями. Причем русские буквально проспали приближение огромного войска к стенам столицы княжества. Мало того, они трусливо боятся приближения к крепостным стенам горстки русских воинов, приняв их за татар, а узнав о приближении татарского войска и вовсе предаются панике.

4. Не показан истинный образ Евпатия - уникального воина огромной силы и роста, способного разрубать лучших татарских воинов до седла в их прекрасных кафтанах-доспехах. Евпатий и его чудо-богатыри внушили страх войску отъявленных отборных профессиональных международных бандитов-кочевников.

Сам Евпатий из фильма - это мужичок небольшого роста, страдающий амнезией, а страх он и его спутники могут внушить татарам лишь перемазав свои рожи фосфорной краской.

5. Нет войны, которую вел Евпатий с Батыем. Это была именно война, поскольку она включала в себя несколько сражений с различными подразделениями татарского войска.

Вместо отряда в 1700 чудо-богатырей создатели фильма нам показывают горстку придурков во главе с психбольным, которая способна лишь отравить воду в реке, или прикрыть отход десятка детей с женщиной. Причем нарисовать орду татар на компьютере у них денег и ума хватило, а русская дружина, видимо, этого не заслужила.

6. Не показан истинный облик татар - прекрасных воинов того времени, но при этом людей жестоких, живших по языческим обычаям.

Вместо этого Батый выступает каким-то педерастом, расхаживающим в шелковом халате с драконом на заднице и живущим в шелковом шатре. При этом покоритель Руси проглатывает оскорбления, истерит и ходит инкогнито по своему лагерю, подслушивая чужие разговоры. Такой человек никогда бы не смог завоевать чудо-богатырей, а только придурков, прячущихся за деревянными избами.

7. И, наконец, не показано, во имя чего сражался Евпатий (ради чего вообще фильм)! Евпатий вел свою партизанскую войну с целью ослабления войска Батыя, чтобы это войско не могло причинить большого урона русской земле, и только во вторую очередь он мстил за Рязань. Это был первый известный лидер русских партизан, который спасал другие жизни и другие города. И во многом благодаря ему у татар просто не осталось сил и времени для похода на Новгород. Вот в чём смысл его подвига! Он задолго до объединения русских земель предвидел важность русского единства и, сам будучи рязанцем, умирал за Владимир и Новгород. И поэтому легенда о нём так жива в народной памяти.

По фильму получается, что Евпатий хотел развернуть войско Батыя к определенному месту, где должна была собраться рать с разных городов и разгромить его. Батый предстаёт полным идиотом, разворачивая свою грозную армию для поимки 30 русских придурков. Весь смысл подвига Евпатия по фильму в этом развороте и в желании поскорее помереть.

Не хочу комментировать всякие мелкие ляпы, о которых , считаю, что подобные киноподелки наряду с "Викингом" и т.п. наносят большой вред русской истории и русскому самосознанию, и призваны извратить народную память. Остается надеяться на то, что большинство недовольных фильмом зрителей (а мнения о нём разделились буквально 50 на 50) снова перечитают повесть о разорении Рязани Батыем , и прочитают её своим детям, а также пояснят им, что русские люди того времени были не теми трусливыми и блудливыми придурками, как показано в "Легенде о Коловрате", а на самом деле:

1. Все погибли до единого вместе с женщинами и детьми, не сдавшись в плен, и не дав Батыю ни пристанища, ни полона, ни дани.

2. Были людьми глубоко верующими и высоконравственными.

3. Обладали уникальным воинским искусством, которое можно было одолеть только многократным численным превосходством.

Потому как пишет об этих людях летописец:

«Были они из поколения в поколение христолюбивые, братолюбивые , лицом красивы, очами светлы, взором грозны, выше меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пиры быстры, до господских потех охотны, ратному делу очень искусны , к братьям своим и к их послам величавы.

Имея мужественный ум, в правде-истине пребывая, чистоту душевную и телесную без порока сохраняли . Святого корня побеги и Богом насажденного сада цветы прекрасные, воспитаны были в благочестии со всяческим духовным наставлением. От самых пелен Бога возлюбили, о церквах Божиих много пеклись. Пустых бесед не творя, опозоривших себя людей избегая, с добрыми всегда беседовали, и Божественное писание всегда с умилением слушали.

Воинам в битвах ужасными казались, многих врагов, поднявшихся против них, побеждали и во всех странах славное имя имели. Греческих царей очень любили, и дары многие от них получали.

После брака жили воздержанно, ища спасения души. С чистой совестью, силой и разумом правили земным царством, приближаясь к небесному. Не потакая плоти, соблюдали тело свое после брака греху не причастным. Имея сан государей, в посте и молитве были прилежны и несли крест свой на плечах своих. Честь и славу от всего мира принимали. А святые дни святого поста честно соблюдали, и во все посты причащались святых пречистых и бессмертных тайн.

И по правой вере многие деяния и победы показали. А с погаными половцами часто бились за святые церкви и православную веру. И отчину свою от врагов хранили неустанно. И милостыню давали неоскудевающую, и своей лаской многих из неверных повелителей, детей их и братьев привлекали к себе, и обращали в истинную веру! »

И последнее.

Фильм не показал главное - трагедию кончины прежней домонгольской Руси, выразившуюся в истреблении огромного числа жителей и подчинении её под власть жестоких ханов.
« О земля-земля! О дубравы! Поплачьте со мною! Как назову день тот, или как опишу его — тогда погибло столько государей и много узорочья рязанского войска — храбрых удальцов. Ни один из них не вернулся назад, но все равно погибли и одну на всех чашу смертную испили. И сейчас в горести души моей язык мой не слушается, уста закрываются, взор туманится, мужество теряется!»

Если авторы фильма снимали его для юного поколения, то почему они извратили нашу историю, почему они этим фильмом унизили нас, русских, и нашего героя?! Не для того ли, чтобы наши дети никогда не смогли стать настоящими Евпатиями?.....

А ведь Евпатии очень нужны нам сейчас. Ведь именно сейчас по Руси-Матушке расхаживает международная масонско-либеральная орда, высасывая из неё ресурсы и порабощая нашу молодёжь виртуальным рабством, а взрослое население финансовым.

Был опубликован материал о неоязычниках и их стремлении исказить исторические данные (данные основанные на письменных источниках и подтвержденные современными научными деятелями). В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа — Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

Евпатий Коловрат — памятник в Рязани

Коловра́т (также известен как «солнцеворот») - символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.

По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.

1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

Материал подготовлен по статье «Язык их — враг их» Максима Кузнецова (Pravoslavie.ru).

Настоящая легенда о Евпатии Коловрате December 3rd, 2017

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Я вам недавно после просмотра нового российского фильма "Легенда о Коловрате". Ну что касается фильма, то все там. А вот что же это за былина хорошо бы узнать подробнее.

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах.

Вот что там говорится...



Фрагмент диорамы "Оборона старой Рязани в 1237 году"

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Вернувшись в родные края, он застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей. Возможно, он вернулся в родные земли уже с небольшим отрядом рязанских воинов, находившихся при посольстве к черниговскому князю. На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

АПД: в комментариях многие начали разбирать в деталях эту легенду. Я вот интересуюсь, а про Илью Муромца не будете разбирать правильно ли он со Змеем Горынычем воевал? Илья то Муромец -

Подвиг Евпатия Коловрата - крепкого богатыря, воеводы и рязанского вельможи - навеки вписан в историю как пример мужества и героизма в защите своего Отечества от иноземных захватчиков.

Рязань в опасности

В 1237 году бесчисленные монгольские войска хана Батыя напали на российские территории. Первой жертвой на пути неприятеля стало Рязанское княжество, расположенное в юго-восточной части страны и граничащее с уже захваченными землями. Юрий Ингваревич - рязанский князь - обратился за помощью к главам соседних княжеств с просьбой о помощи в противостоянии врагу, требующему беспрекословного покорения хану Батыю. Не осмелились помочь соседи из опасений самим оказаться беспомощными перед монгольскими войсками.

Да и в количественном выражении собранное российское войско обязательно бы проиграло перед несметной силой неприятельской орды. Поэтому перед иноземным врагом рязанцы остались одни.

Наедине с врагом

Сначала рязанский князь хотел договориться мирным путем, поэтому на переговоры с монгольским предводителем отправил сына Федора. Предъявленные врагом непосильные требования не были приняты молодым принцем, за что последний был безжалостно убит. Следом, сбросившись с высокой башни, погибла его супруга Евпраксия, которую монголы собирались доставить Батыю.

Рязанские воины, потерпев неудачу в примирении с Батыем и не получив помощи от соседей, сами вышли на бой, ужасный и проигрышный. На одного русского приходилась тысяча монголов, на двоих - десять тысяч. В этом кровавом сражении, произошедшем 16 декабря 1237 года, монгольская орда одержала победу и вплотную подошла к Рязани.

Пять дней иноземцы атаковали город, защитники которого не имели ни минуты отдыха. На шестой день монголы ворвались в крепость. Рязань подверглась страшнейшему жестокому разгрому, погибло очень большое число жителей города - враг не жалел ни старого, ни малого. Опустошив и соседние города земли Рязанской, Батый пошел дальше - завоевывать новые земли.

Подвиг Евпатия Коловрата

На момент разгрома Коловрат находился в соседней Черниговской земле, где вел переговоры о предоставлении помощи рязанцам. Получив известие о взятии своей земли и смерти Юрия Ингваревича и осознав дальнейшую бессмысленность своего пребывания на Черниговщине, Коловрат Евпатий решил вернуться назад. Нужно было воспрепятствовать врагу любыми силами и защитить еще не захваченные земли.

Вернувшись на пепелище Рязани и увидев страшную картину, полную ужаса и скорби, Коловрат Евпатий собрал уцелевших земляков (около 1700 человек), с которыми догнал врага уже на Суздальских землях.

Для монголов столь внезапное нападение было неожиданным: им казалось, что мертвые восстали из-под земли с целью отомстить за себя.

Потери понесли обе стороны. На бой с Евпатием выходил могучий Хостовул, который был рассечен русским воином пополам. Одолеть рязанцев враг смог путем использования орудия для метания камней, применяемого при штурме городов. Только таким способом монголами был убит Коловрат Евпатий, тело которого тут же немедленно доставили Батыю. Монгольский правитель и его приближенные были восхищены отважностью и мужеством русского воина. Широким жестом со стороны хана был приказ отпустить оставшихся в живых рязанцев, которым было передано тело Коловрата для захоронения по обычаю. Сказание о Евпатии Коловрате дошло до наших времен из «Повести о разорении Рязани Батыем».

Евпатий Коловрат - яркий пример защитника русской земли

К сожалению, доблесть русских воинов не смогла заменить отсутствие сплоченности и единства княжеств перед могущественным врагом. За междоусобицы и раздоры Руси пришлось расплачиваться военными неудачами, а затем и двухсотлетним порабощением иностранными захватчиками. Но подвиг, который совершил Коловрат Евпатий, стал ярким примером проявления мужества и патриотизма.

П.Рыженко. Евпатий Коловрат

Сначала – историческая канва. Когда в конце 1237 года орды Батыя приближались к Рязани, воевода Евпатий Коловрат с небольшим отрядом отправился в Чернигов – просить помощи против монголов. Но, узнав о том, что Батый уже стоит под стенами Рязани, он поспешил в родной город… Но – опоздал. Рязань он застал разрушенной. Кровь и пепелища предстали Евпатию. Батый уже оставил город, монгольская орда двигалась дальше на Запад. С полуторатысячным отрядом Евпатий бросился в погоню. К его отряду присоединились и другие рязанские воины – раненые и те, кто во время битвы находился в отъезде. Евпатий настиг врага на Суздальской земле. Напал на монгольский арьергард – и почти полностью его уничтожил. Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, а с ним сильные полки. Хостоврул обещал Батыю привести искусного русского воеводу живым, но погиб в поединке с Коловратом.

В.Чернега Евпатий Коловрат. Поединок

Несмотря на огромный численный перевес кочевников, в новой ожесточённой битве Евпатий Коловрат, как говорит летопись, «стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил». Посол Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ - «Только умереть!». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество пороков, и нача бити по нем ис тмочисленых пороков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их…

Литвинский П.П. Коловрат

Рассказы о подвигах Коловрата поддерживали боевой дух русского народа в самые трудные годы. О Евпатии сложено немало преданий. О нем подробно рассказано в древнерусской повести о разорении Рязани Батыем. Народ не забыл своего героя!

Б.Пашков, Д. Вороноцов. Иллюстрация к книге«Сказание о Евпатии Коловрате». М.: Об-во сохранения лит. наследия; Студия "Диафильм". 2003

Почему тысячелетняя русская история так ухабиста и скорбна? Ведь на всем ее протяжении не найдется ни одного совершенно мирного и спокойного периода протяженностью более десяти лет. Поразительно! Ответить на эту историческую загадку невозможно, не учитывая второго, духовного, плана русской судьбы. Промыслом Божиим народу Третьего Рима не попускалось расслабляться и дремать, как немыслимо заснуть в русской телеге, трясущейся по родной проселочной дороге. С другой стороны, именно эта вековечная турбулентность рождала и будет до конца времен рождать блистательных богатырей тела и духа, воинов Христовых, коими, как верстовыми столбами, отмечена наша удивительная история.

Б.Пашков. Евпатий Коловрат (диафильм)

Одной из самых поразительных фигур в этом сакральном ряду нельзя не признать Евпатия Коловрата. Боярин по происхождению и воин по призванию, он совершил, пожалуй, самый беспримерный, самый отчаянный и для современного сознания совершенно нелогичный подвиг. Когда по возвращении домой Евпатий нашел свою родную Рязань опустошенной и сожженной войском татаро-монгольского хана Батыя, он с небольшой дружиной смело бросился вдогонку врагам и неожиданно напал на них.

Битва была от начала и до конца безнадежной: против каждого русского стояло более сотни ордынцев. Тем не менее, захваченные врасплох агрессоры понесли столь серьезный урон, так были поражены бесстрашием и мастерством русских храбрецов, что сам хан повелел не убивать его, а пригласить на службу. Евпатий отказался и с оставшимися дружинниками пал на поле боя и был похоронен с почестями ошеломленными и восхищенными монголами.

«Последний бой Евпатия Коловрата», художник С. Бабюк

Что двигало героем? Ненависть к жестоким завоевателям? В какой-то мере – да. Но одной только ненавистью нельзя объяснить масштаб и величие его подвига. Кто, как не он, умудренный жизнью и схватками с ордынцами, знал объективные достоинства иноземных орд? Последние имели лучшее для того периода вооружение, прежде всего, легкие и скорострельные луки, превосходившие все европейские аналоги. Кочевники всю жизнь проводили в седле, обходились самой скудной (сушеная козлятина) пищей, обозов не держали. Имели жесточайшую воинскую дисциплину. Например, еще со времен Чингисхана, если с поля бежало десять воинов – казнили сотню, в которую они входили. Но это был страх, не более того. Орда до поры не имела собственной религии и поэтому, может быть, с определенным уважением относилась к чужеземной духовной и светской культуре. Это, с одной стороны, позволило Святой Руси сохранить храмы и православную веру, а с другой – накапливать ту феноменальную духовную мощь, которая и проявилась сначала в Александре Невском, а затем – и в сотнях других известных и неизвестных русских героях, к числу коих относился Евпатий Коловрат.

Дружина Евпатия Коловрата Иеромонах Рафаил (Сергей Симаков)

Именно вера и помощь Божья, а не просто страх и ненависть, оказались тем неизвестным и непонятным для ордынцев оружием, тем победным мотивом, который властно побудил горстку храбрецов броситься в погоню за несокрушимым воинством Батыя вместо того, чтобы «разумно» отсидеться в глуши, накопить силы и подождать удобного для мести случая. Да, Евпатий пал в том бою. Но его поступок, его дерзновение пред Богом и людьми, его отказ пойти на поклон ко всемогущему хану дивным образом просияли в сердцах разобщенных, ограбленных и униженных русских людей. Сам Господь через праведного боярина Евпатия послал благодать Духа Своего в помощь избранному народу. Так по капле, по шажку, от поражения к поражению, от подвига к подвигу собиралась, мужала и крепла для будущих побед Святая Русь. Евпатий и его дружина бились насмерть не за себя и даже не за сожженную Рязань. Она пали «за други своя», за весь народ, выполнив главную заповедь Спасителя, гласящую, что нет большей любви, как ежели кто положит душу свою за други своя…