Все про уход за автомобилем

Грузинский царь объединивший западную и восточную. Биография


К:Появились в 1008 году К:Исчезли в 1490 году

Грузинское царство - средневековое кавказкое государство, возникшее после объединения большей части Грузии Багратом III в 1008 году. В период наибольшего расцвета являлось одной из великих держав Ближнего Востока и сильнейшим государством христианского Востока, охватывая территорию от Северного Кавказа до Северного Ирана , и до Западной Армении . Однако сначала монголы , а позже восемь разрушительных нашествий Тимур-ленга положили конец могуществу Грузии и привели к её распаду.

История Грузинского царства

В 1210 году Закариа Мхаргрдзели предложил царице совершить поход в Иран. Поход оказался особенно успешным: были взяты города Маракд, Тавреж (Тавриз), Мианэ, Зенджан и Казвин. Грузинское войско достигло Ром-Гура, расположенного в самом сердце Ирана, и с богатой добычей вернулось на родину .

Грузинское царство в период наибольшего расцвета

В царствование Давида IV Грузия превратилась в мощное государство. В её границы, кроме собственно грузинской территории, входили также Армения и Ширван. В то же время царский двор хорошо учитывал положение, создавшееся на Ближнем Востоке, где господствовала исламская культура, и, в соответствии с этим, выработал политический курс культурного сосуществования между народами. Грузия была христианской страной, она считала себя преемницей Византии, но и мусульмане в Грузии не подвергались гонению. Давид IV с уважением относился к проповедникам ислама , покровительствовал мусульманским купцам, дружил с мусульманскими поэтами и философами, так что в «христианском царстве» Давида IV они жили ничуть не хуже, чем в странах, которыми владели мусульманские государи.

Цари

  1. Баграт III - царь ( -);
  2. Георгий I - царь ( -);
  3. Баграт IV - царь ( -);
  4. Георгий II - царь ( -);
  5. Давид IV Строитель - царь ( -);
  6. Деметре I (Дмитрий I) - царь ( -);
  7. Давид V - царь ( -);
  8. Деметре I (Дмитрий I) - царь ( - , вторично);
  9. Георгий III - царь ( -);
  10. Тамара I Великая - царица ( - , соправительница с 1177);
  11. Георгий IV Лаша - царь ( -);
  12. Русудан - царица ( -).

Раздел царства ( -1329 годы)

Цари Восточной Грузии

  1. Давид VII Улу - ( -),
  2. Деметре II Самопожертвователь - (1270-),
  3. Давид VIII - ( -),
  4. Вахтанг III - (), ( - , вторично)
  5. Георгий V Блистательный - (), ( - , вторично), ( - , Царь объединенной Грузии),

Цари Западной Грузии

Эриставы Западной Грузии

  1. Баграт I - эристав ( -),
  2. Александр - эристав (1372-), царь (1387-),
  3. Константин - эристав ( -),
  4. Деметре - эристав ( -),
  5. Баграт II - эристав ( -), царь (1463-), ( - как Баграт VI царь объединенной Грузии).

Объединение Грузии (1329-1490 годы)

  1. Георгий V Блистательный - ( -),
  2. Александр I Великий - (1412-),

Литература

Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. // Библиотека Гумер Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.

С первых же дней царствования Баграта III выявились разногласия между царем и родовитыми азнаурами. Последние не желали, чтобы постоянная резиденция царя находилась в Картли. Они хорошо понимали, что утверждение царя в Картли привело бы к лишению их царских земель, которые они присвоили в свое время. Один из крупных азнауров, Рати Багваш, присоединил к своей вотчине Триалети, все картлийские земли в правобережной полосе долины Куры. Захват царских земель был произведен также Дзамели, Коринтели, Тбели, Пхвенели и другими феодалами. Поэтому, когда царь Баграт III возвращался из Абхазии в Восточную Грузию, путь ему на границе Картли преградило войско феодалов во главе с Кавтаром Тбели.

Баграт III разбил непокорных азнауров, вступил в Картли, обосновался в Уплисцихе и отсюда стал управлять страной.

Родовитые азнауры эмигрировали в другие страны; только владетель Триалети, Рати Багваш, попытался оказать царю вооруженное сопротивление, но Баграт III в 980 г. подчинил своей власти непокорного феодала.

Рати Багваши передал царю вотчину Триалети с Клдекарской крепостью, а сам поселился в своем родовом имении, в Аргвети. Царь Баграт III сделал сына Рати Багваши, Липарита, эриставом Клдекари и таким образом подчинил себе и эту область.

Наведя порядок в Картли, царь Баграт III возвратился в Западную Грузию. Он жестоко расправился с непокорными азнаурами, отбив у них охоту противиться царской власти.

Расширение грузинского царства

В 1008 г. умер отец Баграта, царь Гурген. Находившиеся под его управлением земли - Шавшет-Кларджети, Самцхе и Джавахети были присоединены к владениям Баграта III. Только Кахети и Эрети оставались самостоятельными самтавро. В 1010 г. Баграт вторгся в Кахети, захватил в плен её правителя и присоединил к своему царству Кахети-Эрети.

Затем Баграт III навел порядок в Южной Грузии, где его родичи все еще пытались сохранить независимость. В 1011 - 1012 гг. царь Баграт III захватил в плен некоторых из них и заточил в Крепость, другие укрылись в Византии, пытаясь при поддержке византийского императора восстановить «справедливость» и вернуть себе утраченные владения.

Отношения с Византией

Объединение Грузии шло вразрез с планами византийских императоров. В то время Византия значительно усилилась, а её давний соперник - арабский халифат был ослаблен внутрифеодальными распрями. Византия намеревалась, воспользовавшись благоприятной политической ситуацией, восстановить свое былое влияние в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока.

Лучшие дня

Как известно, Тао-Кларджетское царство и княжества находились в определенной зависимости от Византии, которая стремилась использовать военные силы грузинских царей и мтаваров в борьбе против арабов. К концу X в. положение изменилось. Арабам было теперь не до Закавказья, и Византия попыталась занять здесь их место. Но византийский император натолкнулся на новое препятствие: в Закавказье сформировались крупные политические единицы - царства в Грузии и Армении, подчинить которые было нелегко. Естественно, что Византия всячески противилась усилению Грузии и Армении, боролась против объединения разрозненных грузинских и армянских феодальных княжеств под властью единого государя. Путем захвата грузинских земель, подкупа крупных азнауров, а также, поддерживая всевозможных претендентов на царский престол, Византия пыталась удержать в повиновении царя объединенного грузинского государства. С той же целью не скупились византийские императоры на различные почести и милости, оказываемые грузинским царям.

Такова была политика византийских императоров по отношению к грузинскому царству на протяжении всего XI столетия.

После смерти Давида II Куропалата (1001 г.) большая часть его владений была захвачена Византией. Из-за наследства Куропалата между Грузией и Византией в течение долгого времени шла непрекращающаяся борьба.

Отношения с гандзийским эмиром

Объединение и усиление Грузии вызвало беспокойство у соседних с ней арабских правителей.

И действительно, образование сильных государств на территории Грузии и Армении предвещало окончательное избавление Закавказья от власти арабов. Одним из самых непримиримых врагов Армении и Грузии являлся гандзийский эмир Фадлон. Когда царь Баграт III присоединил к грузинскому царству Эрети и Кахети, гандзийский эмир, усмотрев в этом угрозу своему могуществу, предпринял ряд разорительных набегов на пограничные районы этих областей.

Царь Баграт III предложил армянскому царю Гагику I совместный поход против Фадлона. В 1011 - 1012 гг. объединенное грузино-армянское войско вторглось в гандзийский эмират и осадило город Шамхор. Поняв, что сопротивление бесполезно, Фадлон запросил мира на вассальных условиях. Грузинский царь принял эти условия, возложив на Фадлона выплату ежегодной дани и обязав его, в случае надобности, выступать в поход совместно с грузинами.

Смерть царя Баграта III и феодальная реакция

В мае 1014 г. умер царь Баграт III, так и не успев полностью завершить политическое объединение страны. Тбилиси с прилегавшими к городу землями оставался в руках арабского эмира. Крупные азнауры также не желали покориться царской власти. Они лишь на время сложили оружие и мечтали вопреки усилиям царя восстановить свои былые права и привилегии. Реакционеры, притихшие внутри страны или укрывшиеся в эмиграции, ожидали лишь удобного случая, чтобы начать междоусобные войны.


Борьба царя Баграта III против родовитых азнауров

С первых же дней царствования Баграта III выявились разногласия между царем и родовитыми азнаурами. Последние не желали, чтобы постоянная резиденция царя находилась в Картли. Они хорошо понимали, что утверждение царя в Картли привело бы к лишению их царских земель, которые они присвоили в свое время. Один из крупных азнауров, Рати Багваш, присоединил к своей вотчине Триалети, все картлийские земли в правобережной полосе долины Куры. Захват царских земель был произведен также Дзамели, Коринтели, Тбели, Пхвенели и другими феодалами. Поэтому, когда царь Баграт III возвращался из Абхазии в Восточную Грузию, путь ему на границе Картли преградило войско феодалов во главе с Кавтаром Тбели.

Баграт III разбил непокорных азнауров, вступил в Картли, обосновался в Уплисцихе и отсюда стал управлять страной.

Родовитые азнауры эмигрировали в другие страны; только владетель Триалети, Рати Багваш, попытался оказать царю вооруженное сопротивление, но Баграт III в 980 г. подчинил своей власти непокорного феодала.

Рати Багваши передал царю вотчину Триалети с Клдекарской крепостью, а сам поселился в своем родовом имении, в Аргвети. Царь Баграт III сделал сына Рати Багваши, Липарита, эриставом Клдекари и таким образом подчинил себе и эту область.

Наведя порядок в Картли, царь Баграт III возвратился в Западную Грузию. Он жестоко расправился с непокорными азнаурами, отбив у них охоту противиться царской власти.

Расширение грузинского царства

В 1008 г. умер отец Баграта, царь Гурген. Находившиеся под его управлением земли - Шавшет-Кларджети, Самцхе и Джавахети были присоединены к владениям Баграта III. Только Кахети и Эрети оставались самостоятельными самтавро. В 1010 г. Баграт вторгся в Кахети, захватил в плен её правителя и присоединил к своему царству Кахети-Эрети.

Затем Баграт III навел порядок в Южной Грузии, где его родичи все еще пытались сохранить независимость. В 1011 - 1012 гг. царь Баграт III захватил в плен некоторых из них и заточил в Крепость, другие укрылись в Византии, пытаясь при поддержке византийского императора восстановить «справедливость» и вернуть себе утраченные владения.

Отношения с Византией

Объединение Грузии шло вразрез с планами византийских императоров. В то время Византия значительно усилилась, а её давний соперник - арабский халифат был ослаблен внутрифеодальными распрями. Византия намеревалась, воспользовавшись благоприятной политической ситуацией, восстановить свое былое влияние в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока.

Как известно, Тао-Кларджстское царство и княжества находились в определенной зависимости от Византии, которая стремилась использовать военные силы грузинских царей и мтаваров в борьбе против арабов. К концу X в. положение изменилось. Арабам было теперь не до Закавказья, и Византия попыталась занять здесь их место. Но византийский император натолкнулся на новое препятствие: в Закавказье сформировались крупные политические единицы - царства в Грузии и Армении, подчинить которые было нелегко. Естественно, что Византия всячески противилась усилению Грузии и Армении, боролась против объединения разрозненных грузинских и армянских феодальных княжеств под властью единого государя. Путем захвата грузинских земель, подкупа крупных азнауров, а также, поддерживая всевозможных претендентов на царский престол, Византия пыталась удержать в повиновении царя объединенного грузинского государства. С той же целью не скупились византийские императоры на различные почести и милости, оказываемые грузинским царям.

Такова была политика византийских императоров по отношению к грузинскому царству на протяжении всего XI столетия.

После смерти Давида II Куропалата (1001 г.) большая часть его владений была захвачена Византией. Из-за наследства Куропалата между Грузией и Византией в течение долгого времени шла непрекращающаяся борьба.

Отношения с гандзийским эмиром

Объединение и усиление Грузии вызвало беспокойство у соседних с ней арабских правителей.

И действительно, образование сильных государств на территории Грузии и Армении предвещало окончательное избавление Закавказья от власти арабов. Одним из самых непримиримых врагов Армении и Грузии являлся гандзийский эмир Фадлон. Когда царь Баграт III присоединил к грузинскому царству Эрети и Кахети, гандзийский эмир, усмотрев в этом угрозу своему могуществу, предпринял ряд разорительных набегов на пограничные районы этих областей.

Царь Баграт III предложил армянскому царю Гагику I совместный поход против Фадлона. В 1011 - 1012 гг. объединенное грузино-армянское войско вторглось в гандзийский эмират и осадило город Шамхор. Поняв, что сопротивление бесполезно, Фадлон запросил мира на вассальных условиях. Грузинский царь принял эти условия, возложив на Фадлона выплату ежегодной дани и обязав его, в случае надобности, выступать в поход совместно с грузинами.

Смерть царя Баграта III и феодальная реакция

В мае 1014 г. умер царь Баграт III, так и не успев полностью завершить политическое объединение страны. Тбилиси с прилегавшими к городу землями оставался в руках арабского эмира. Крупные азнауры также не желали покориться царской власти. Они лишь на время сложили оружие и мечтали вопреки усилиям царя восстановить свои былые права и привилегии. Реакционеры, притихшие внутри страны или укрывшиеся в эмиграции, ожидали лишь удобного случая, чтобы начать междоусобные войны.

Борьба за объединение грузинских земель

Борьба за объединение Грузии была длительной и беспощадной. Образование на территории Грузии в VIII - X вв. в условиях борьбы с внешними врагами независимых друг от друга сильных политических единиц препятствовало объединению страны, хотя каждая из них считала себя инициатором объединения. Это обстоятельство растянуло процесс борьбы за объединение, который протекал вначале в отдельных княжествах, а затем перерос во всеобщее движение и охватил всю Грузию.

Процесс образования грузинских феодальных царств и княжеств сопровождался борьбой между ними. Непосредственной целью этой борьбы был захват земель. Борьба за землю была напряженной и беспощадной. Жертвами борьбы за землю стали Ашот Багратиони, наследники Гварама Мампала, младшего сына Ашота, Давид, сын Баграта куропалата, а самый «великий» из этих князей, «царь Баграт убрал всех своих родичей и присвоил их земли».

Одним из важных объектов борьбы за объединение Грузии была Шида-Картли.

После образования царств и княжеств каждая политическая единица располагала более или менее стабильными границами. Исторически западной границей Кахети приблизительно была река Арагви, но в IX-X вв. Кахетское княжество владеет территорией к западу от р. Арагви до Ксанского ущелья (включительно). «Левобережье Куры от Мухранской долины (р. Ксани) до Джвари и Авчала входило в состав Кахетского княжества (за исключением Мцхета)».

Юго-восточная граница Западно-Грузинского царства достигала Лихского хребта. Владения тао-кларджетских Багратионов на востоке доходили до Ташискари. Квемо-Картли владели тбилисские эмиры и армянские цари. Территория между ними, собственно Шида-Картли, является предметом напряженной и кровопролитной борьбы на протяжении IX и X вв.

Такой интерес к Шида-Картли объясняется ее значением для Закавказья, и в частности для Грузии того времени. Картли была центром страны, и для будущего каждого из князей было весьма важно, чтобы Картли осталась за ним».

Расположение Картли в центре страны с определенной точки зрения обусловливало ее значение для всей Грузии как экономического и политического центра. Однако в процессе объединения феодальной Грузии значение этого центра было весьма своеобразным. Объединение Грузии происходило не вокруг и не под руководством Картли. Для борющихся за объединение сторон Картли являлась спорным объектом, и объединение Картли-Эгриси-Абхазии создает ядро объединенной феодальной Грузии, вокруг которого происходит консолидация остальных грузинских земель. Одним из факторов такого важного значения Картли, наряду с ее центральным расположением, были проходящие через нее дороги.

Через Шида-Картли проходили и здесь перекрещивались важнейшие торговые пути. Шида-Картли дорогами была связана с Западной Грузией (Сурамский перевал), с Южной Грузией (ущелье Куры), с Северным Кавказом (Дарьяльское ущелье), с Кахети (Гомборский перевал), на юге с Арменией и т. д. Именно эта территория «от Арагви до Ташискари» представляла собой перекресток тех дорог, часть которых (ущелье Куры, Дарьяльская дорога и др.), наряду с местным (кавказским) значением, с древнейших времен имела значение международных торговых путей.

Данное обстоятельство с самого же начала способствовало выдвижению Картли и росту ее экономического значения по сравнению с другими регионами Грузии. Одной из целей борющихся царей и князей было завладение этими дорогами.

Вообще в истории Грузии периода объединения борьба за пути сообщения занимала весьма важное место, и владение ими было главным орудием не только торгового, но и политического господства, поэтому дороги, переходящие на Северный Кавказ, представляли огромный интерес для царей Западной Грузии, а затем и единой Грузии в деле распространения своего влияния на горцев.

Владение дорогой, идущей от Хазарской земли до Черного моря, имело большое значение для абхазского эристава Леона в получении помощи от хазарского хакана в борьбе против Византии. Для удельного веса Картвельского царства огромное значение имели те торговые пути, на перекрестке которых был расположен г. Артануджи, а для могущества младшей ветви этого княжеского дома, в частности Гварама Мампала, - владение дорогами, проходящими через Артаани-Джавахети-Триалети-Ташири-Абоци. Владение дорогом, связывающей Южную Грузию с Шида-Картли, должно было быть сильным орудием в руках переселившихся в Триалети Багвашей, что и стало причиной страшного кровопролития, имевшего место в 70-х гг. IX в.

Таким образом, Шида-Картли была расположена на перекрестке важнейших дорог Закавказья и Ближнего Востока того времени, и владение этим перекрестком было одним из факторов, способствовавших усилению в Закавказье ее владетеля.

В то же время Картли представляла собой один из самых тесно населенных и развитых регионов Грузии, как в экономическом, так и в культурном отношении.

Центр грузинского христианства, откуда грузинская христианская вера и грузинское культурное влияние распространились на другие части Грузии и вокруг которого происходила культурная и церковная консолидация, находился и Шида-Картли - во Мцхета.

Особый интерес и стремление к овладению Шида-Картли были обусловлены и определенными историческими традициями. Шида-Картли являлась главнейшим доменом царского дома древнего Картлийского царства. Первоначальная власть картлийского царя возникла на основе владения этой областью. Данное обстоятельство усиливало значение владения Картли в борьбе за объединение.

Борьба за Шида-Картли между царями и князьями особенно напряженной становится с конца VIII в. В это время Шида-Картли владеет кахетский князь Григол. Это дает ему возможность контролировать те отрезки закавказского торгового пути, которые следовали вдоль ущелий рек Алазани, Иори, Арагви и Ксани. Отсюда кахетскому князю открывалась идущая на север дорога, и под его контроль попадала Дарьяльское ущелье.

В начале IX в. международное положение на Ближнем Востоке, и в частности в Грузии, было довольно сложным и напряженным.

Борьба тбилисских эмиров за независимость вызывает ответные действия центральной власти халифата. На протяжении IX в. Багдадский халифат посылает в Грузию многочисленные карательные экспедиции. Борьба в Грузии протекает с переменным успехом и, в конце концов завершается образованием независимого Тбилисского эмирата.

В течение этого времени мусульманский мир в Грузии представлен в лице халифов и эмиров, и грузинские цари и князья в соответствии со своими интересами, группируются вокруг этих двух сил.

Конфронтация между тбилисским эмиром и картлийским эрисмтаваром (Ашотом Багратиони) вынудила Ашота оставить Картли. Это обстоятельство сначала же придает особый оттенок взаимоотношениям Картвельского куропалатства и Тбилисского эмирата.

В начале IX в. в борьбе за Шида-Картли сталкиваются Картвельское и Кахетское княжества. Ашот Багратиони воюет с кахетским князем Григолом. Григола поддерживает враг Ашота - тбилисский эмир, а Ашота - западногрузинский царь Феодосий. На сей раз Шида-Картли до р. Ксани была присоединена к владениям дома Багратиони, а территория от Арагви до Ксани осталась за кахетским князем.

На протяжении IX в. борьба за Шида-Картли между грузинскими, а затем грузинскими и армянскими царями и князьями протекала с переменным успехом. Борющиеся стороны используют борьбу халифа с тбилисскими эмирами в своих интересах.

С начала X в. в борьбе за объединение Грузии, и, следовательно, Шида-Картли, постепенно становится явным преимущество западногрузинского царства, реальным соперником которого в этом деле выступает Армянское царство (Багратуни).

Арабы воспользовались ослаблением наследников Ашота Багратиони и завладели Шида-Картли. С этого времени правители из рода Багратиони уже не могут вести самостоятельную борьбу за Картли, они пользуются междоусобицей среди мусульман, и в 842 г., когда для наказания, непокорного эмира Сахака явился полководец Мухаммед ибн-Халид, «примкнул к нему Баграт, сын Ашота куропалата» и за оказанную помощь «дал ему [Мухаммед Баграту] Картли». Однако в борьбу за Картли постепенно начинает вмешиваться западногрузинское государство, и Багратиони уже не могут без внешней помощи сохранить за собой Картли. В 60-х гг. IX в. «выступил Гиорги, царь абхазов, брат Феодосия и Деметре, сын Леона, захватил Картли». Царь Георгий присоединил Картли к своему царству и эриставом там назначил своего племянника, наследника престола, царевича Баграта. Баграт Багратиони не смог оказать сопротивление сильному западногрузинскому государству и потерял Картли.

В конце IX в. в борьбу за Картли вмешиваются армянские цари Багратуни. По всей вероятности, к этому времени они захватили южную часть Квемо-Картли.

В конце IX в. первый армянский царь из династии Багратуни Ашот (885-891) вознамерился расширить границы своих владений на севере. Он «поднял руку на северный край, на ущелья Большой Кавказской горы, подчинил живущих в его теснинах и глубоких лощинах племена», также «покорил он смешанное население Гугарка и склонный к воровству народ утийского гавара». Исходя из этого сообщения, можно сделать вывод, что Ашот покорил часть Южной Картли - Гугарети.

Выступление армянских царей и их вмешательство в борьбу между грузинскими царями и князьями вызвало новую перегруппировку сил. В Армении того времени самым сильным было Ширакское царство, вместе с которым Васпураканское и Сюнийское княжества пытались ввязаться в международную политику. Армянские Багратуни стараются включиться в борьбу за Картли, так как их широкие замыслы, ставящие себе целью достижение первенства в Закавказье, первым долгом неизбежно сводились к стремлению овладеть Картли. Таким образом, в конце IX в. у боровшихся за Картли грузинских царей и князей появился новый претендент - Армения царей Багратуни.

Борьба за Шида-Картли фактически явилась борьбой за объединение Грузии. Вступлением в эту борьбу армянских Багратидов раздвигаются ее грани, и она приобретает характер борьбы за объединение всего закавказского христианского мира и создание единого христианского государства.

Ставшие после распада халифата эмирами в Атропатакане (Адарбадагане) правители Саджиды также пытались наложить руку на Закавказье и в соответствии со своими интересами удачно пользовались соперничеством между грузинскими и армянскими государствами. Это обстоятельство усложняло политическую ситуацию и способствовало созданию группировок, которые, однако, не были прочными, т. к. участие князей в той или иной группировке определялось лишь собственными интересами, обусловленными теми или иными обстоятельствами.

В конце IX и начале X в., как было отмечено, сильнейшими политическими единицами были Западно-Грузинское и Армянское (Ширакское) царства, которые боролись из-за Картли. В этой борьбе Гварам Мампал, сын его Наср и Гурген эриставт-эристави были на стороне царя абхазов. Причиной этого было то, что Гварам владел Таширом и Абоци, его владения соприкасались с Арменией, и поэтому его вовсе не устраивало усиление армянского царя. Давид куропалат (876 - 881) и его сильный вассал, клдекарский эристав Липарит Багваши, поддерживали армян. Сильнейшим соперником Давида в Грузии было западногрузинское царство, которое он стремился ослабить при помощи армян. После смерти Давида сын его Адарнасе куропалат продолжает политику отца и в 891 г. даже отправляется в Армению, чтобы поддержать воцарение армянского царя Смбата, сына Ашота. Эта миссия Адарнасе вызвала серьезные осложнения. В частности, он был схвачен соперником Смбата Аббасом. Но Смбат завладел армянским престолом и освободил своего союзника Адарнасе.

Как уже отмечалось, союз Смбата и Адарнасе был направлен против Абхазского царства, сильнейшего среди грузинских государств, гегемона борьбы за объединение Грузии.

В конце IX и начале X в. Абхазское царство потеряло Шида-Картли, владетелями которой стали местные феодалы. Но западногрузинское царство не желало мириться с этой потерей, в 904 г. царь Костанти выступил в поход и вновь завладел Шида-Картли. Против него выступил армянский царь Смбат, Костанти отступил, но, в конце концов, Шида-Картли вместе с Уплисцихе осталась за ним.

Утверждение царя абхазов Костанти в Картли в начале X в. представляется вполне достоверным. Упоминанием царствования Костанти начинается надпись 906 г., сделанная строителем церкви в Ередви Феодором Таплаисдзе. Царствованием Костанти датирует свою деятельность в надписи Самцеврисской церкви мастер, прорывший канал и др.

В первом двадцатилетии X в. все Восточное Закавказье потрясло вторжение эмира Саджида Абул-Касима. Западная Грузия спаслась от его нашествия, но Шида-Картли понесла большой урон. Как видно, царь Костанти не решился встретить Саджида в Картли и только разрушил стены Уплисцихе, чтобы враг не смог там укрепиться.

Создавшимся положением удачно воспользовался царь Костанти. Хорепископ Кахети призвал царя Костанти принять участие в походе в Эрети, они выступили, одержали победу, и Костанти занял две крепости Эрети - Ариши и Гавази Весьма примечателен захват этих двух пунктов на торговом пути вдоль реки Алазани.

После кончины Костанти между его сыновьями Георгием и Багратом началась борьба за трон, что на определенный срок расстроило дела западногрузинского царства. Багратионы вмешались в борьбу между братьями. «А сей Баграт был зятем Гургена эриставт-эристава, поддерживал его Гурген всеми своими силами. Пока не умер Баграт, не было мира. И после смерти его получил единоличное царствование Абхазский царь Гиорги».

Перед царем Георгием остро стоял вопрос Картли. Хотя отец Георгия Костанти захватил Картли в начале X в., однако, как видно, западногрузинские цари потеряли ее, так как Георгию вновь приходится бороться за Картли. Его соперниками в этой борьбе были армянские и картвельские цари. Потеря Картли западногрузинскими царями должна была произойти или во время вторжения Саджида, или во время дворцовой смуты. «Сей же царь Гиорги после смерти Адарнасе куропалата захватил Картли». Нельзя считать случайным то обстоятельство, что захват Картли царем Георгием Вахушти связывает со смертью царя картвелов Адарнасе. При вторжении Абул-Касима, в противовес армянскому царю Смбату и царю Костанти, Адарнасе принял сторону вторгшегося врага. Возможно, Адарнасе получил Картли от эмира Саджида или занял ее в то время, когда в Западной Грузии происходила война за престол. Это могло быть удобным моментом для Адарнасе.

После смерти Адарнасе Картли вновь занял западногрузинский царь. Так как Вахушти связывает захват Картли со смертью Адарнасе, то этот факт следует датировать 923 - 924 гг. (И. А. Джавахишвили датирует смерть Адарнасе 923 г.). Эриставом Картли Георгий назначил своего старшего сына Костанти.

Однако в результате подстрекательства картлийских азнауров царевич Костанти, «пробыв три года [правителем Картли] начал враждовать с отцом и добиваться царства. А когда проявилось его дело, вступил он в Уплисцихе, и поддержали его Тбели и множество других азнауров». Царь Георгий не сразу смог одолеть отложившегося царевича и, воспользовавшись противоречиями между картлийскими азнаурами, «привлек на свою сторону азнауров Сазверели». Эти азнауры стояли на правом берегу Куры и приглашали Костанти, который был уверен, что, если он перейдет реку и «азнауры Сазверели» пожелают, они сумеют беспрепятственно перевезти его в Западную Грузию. Однако Георгий пленил мятежного сына.

Одновременно с этим царь Георгий вел борьбу за Кахети. В борьбе царя Георгия с хорепископом Квирике гардабанские азнауры поддерживали царя Георгия, а другая группа кахетских азнауров была на стороне Квирике. Борьба за Кахети окончилась для Георгия безрезультатно.

При этом же Георгий после Костанти эриставом Картли был царевич Леон, который энергично наступал на Кахети, вернее на часть Шида-Картли, между реками Ксани и Арагви, находящуюся в составе княжества Кахети. Он успешно вел эту борьбу, и в то время, когда он воевал, его известили о смерти отца, и Леон тотчас же заключил мир с Квирике.

Для укрепления своей власти Леон в первое время нуждался в союзе с хорепископом, заключил с ним мир и даже породнился, но он не отказывался от планов завоевания и непосредственного присоединения Кахети. И как только он утвердился в своем положении, сразу же нарушил мир с хорепископом Кахети (в ту пору умерла и его дочь, невестка хорепископа Кахети), и «вновь стал (Леон. - М. Л.) враждовать с Квирике и добиваться Кахети, выступил с большим войском, расположился на берегу Арагви, разорил Херки, Мухрани и Базалети». Однако не успел завершить дело: «Во время того же похода занемог, снялся оттуда и умер».

В X в. Абхазское царство владело и Джавахети, что было важным фактором в борьбе за объединение Грузии. «Владея Джавахети, абхазский царь легко мог оказаться в любом краю Южной и Восточной Грузии. Он владел главными дорогами с юга (Армения) и юго-запада (Византия). Через Джавахети проходили эти дороги в Абхазети (через Самцхе), в Шида-Картли (через Самцхе, Триалети), во Мцхета и Тбилиси (через Триалети и Манглиси) и в Кахети».

Западногрузинские цари и после смерти Леона не изменяют своей политике, которая ставила себе целью присоединение отдельных грузинских земель. За овладение Картли вел борьбу после Леона и Деметре.

Как уже отмечалось, царь Георгий, учитывая положение в своей стране, двух своих сыновей отправил в Византию, «чтобы после его смерти не было бы между ними борьбы и вражды». Но «вызвали некоторые мужи этой страны его (его сына Феодосия. - М. Л.), чтобы выступил он против брата своего». Союзниками Феодосия в борьбе против царя Деметре, наряду с картлийскими азнаурами, были Давид куропалат и хорепископ Кахети. Все грузинские правители боялись возросшей власти западногрузинского царя, так как владение каждого из них в будущем могло превратиться в объект его экспансии.

В продолжение всего этого периода, когда шла напряженная борьба за Шида-Картли, не совсем ясна роль владетелей собственно Шида-Картли.

Азнауры Шида-Картли ведут борьбу вначале против утверждения здесь власти западногрузинских царей, а затем и царей объединенной Грузии. В 80-х гг. X в. борьбой картлийских азнауров против утверждения в Картли Баграта III руководил Кавтар Тбели.

Представители рода Тбели выступают и против утверждения в Шида-Картли власти абхазского царя Георгия (20-е гг. X в.). Об их превосходстве над другими азнаурами Картли того времени свидетельствует сообщение летописца - «Тбели и другие азнауры». Он выделяет их, и после поражения. Царь Георгий «вывел из крепости доверившихся азнауров, и Тбели отпустил с миром. В обоих случаях азнауров рода Тбели летописец упоминает особо. Можно думать, что основанием для этого служило их положение.

Для выяснения места этого дома в истории Шида-Картли данного периода решающее значение приобретают эпиграфические памятники, где упомянуты разные представители рода Тбели. В контексте строительной надписи, сделанной строителем церкви Ередви в 906 г., есть фраза: «в Картли во владычестве («уплобаса». - М. Л.) Иване Тбели», свидетельствующая о том, что Иване Тбели был правителем Шида-Картли. Строитель церкви в начале надписи упоминает Бога, Отца, Сына и Святого духа, затем св. Георгия (в честь которого воздвигается церковь), далее переходит представителям светской власти, в первую очередь упоминает абхазского царя Костанти и после него Иване Тбели. Судя по этому контексту, Иване Тбели после царя Костанти является первым лицом в Шида-Картли, т. е. эриставом.

К 20-м гг. того же столетия положение в Шида-Картли меняется. Георгий назначает эриставом Картли царевича Костанти. Уже с этой поры становится явной конфронтация рода Тбели и абхазских царей. Картлийские азнауры толкнули на мятеж Костанти, и в этом деле Тбели играли главную роль.

Исходя из сказанного, их можно считать эриставами Шида-Картли еще до назначения здесь абхазскими царями своих эриставов. Это предположение подтверждает и надпись церкви из с. Додоти, где упомянут «Иване Тбели эристави». Сыном этого Иване эристава должен быть «Кавтар сын Тбели», о котором говорится в другой надписи этой же церкви. Представители Тбели упомянуты также в надписи из села Квемо-Тбети.

Памятники Додоти и Тбели Р. Меписашвили датирует рубежом X-XI вв., хотя с учетом исторических реалий более приемлемой кажется датировка их X в.

Если проследить за существующими сведениями о фамилии Тбели, то станет ясно, что в X в. в Шида-Картли сталкиваются интересы абхазских царей и местных эриставов, т. е. Тбели. В начале X в. (надпись из Ередви) властителем Картли является Иване Тбели. В 20-х гг. X в. царевича Костанти, эристава Шида-Картли, во время мятежа против отца поддерживали Тбели и другие азнауры. Воцарившийся с помощью картлийских азнауров Костанти уже не смог бы ограничивать власть Тбели. Они могли рассчитывать на сохранение должности эристава Шида-Картли. После поражения Костанти абхазский царь Георгий называет картлийским эриставом царевича Леона, а в 70-х гг. X в. картлийский эристави - ставленник абхазского царя Иоанэ Марушисдзе. Против Иоанэ Марушисдзе и его кандидата Баграта в Картли выступают те же самые Тбели.

Примечательно, что надпись из Ередви начинает рассказ с указания на верховную власть царя Костанти, а в надписях из Тбети и Додоти имя царя нигде не упоминается. В X в. представители рода Тбели являлись руководителями борьбы против утверждения в Картли власти западногрузинского царя. В качестве эриставов Шида-Картли они выступали против западногрузинских царей и царей объединенной Грузии, «ибо самостоятельно управляли делами Картли», и, что главное, они хорошо знали, что прибывший сюда царь по-своему распорядился бы царскими землями, которые давно были захвачены крупными азнаурами.

Таким образом, во главе борьбы картлийских азнауров против абхазских царей стоит род Тбели, который в это время можно считать эриставским домом Шида-Картли. Возвеличение представителей местных феодальных домов в ранге эриставов Шида-Картли следует связать с событиями начала IX в., когда была упразднена власть картлийского эрисмтавара Ашота Багратиони. В IX в. эриставами Шида-Картли, видимо, были представители Канчаели, а с X в. начинается усиление Тбели, сильного феодального дома Шида-Картли, представители которого становятся эриставами. Уже в надписи 906 г. они называются «властителями» («упали») Картли, но в конце X в., после воцарения в Картли Баграта III , с их эриставством, по всей вероятности, было покончено.

В жизни Шида-Картли этого периода значительную роль играл город Уплисцихе, который был ее политическим центром, так как Тбилиси находился в руках мусульман.

В борьбе за Шида-Картли куропалат Баграт в 40-х гг. IX в., в союзе с Мухаммедом ибн-Халидом, занимает Уплисцихе.

В борьбе за Шида-Картли абхазский царь Костанти и армянский царь Смбат Багратуни (начало X в.) воюют из-за Уплисцихе. Во время нашествия эмира Абул-Касима в Картли «разрушили стены Уплисцихе, чтобы не захватили (враги. - М.Л.)».

Как видно, для утверждения в Картли большое значение имело закрепление в Уплисцихе. В этом же городе укрепился царевич Костанти, восставший против своего отца, царя Георгия (20-е гг. X в.).

Борьбу между грузинскими царями и князьями в 70-х гг. X в. летописец отождествляет с борьбой за Уплисцихе. А при воцарении в Картли Баграта Багратиони (Баграта III) куропалат Давид у картлийского эристава Иоанэ Марушисдзе взял «Уплисцихе и передал Баграту».

В Уплисцихе же сидела царица Гурандухт, оставленная Багратом III правительницей Картли.

Как было отмечено, во главе борьбы картлийских азнауров против западногрузинских царей стояли представители рода Тбели. Им противопоставляются назначенные западногрузинскими царями в Картли эриставы, одним из которых был Иоанэ Марушисдзе. Именно он выдвинул тот план объединения Грузии, который подразумевал воцарение Баграта и был поддержан куропалатом Давидом. От встречи с соединенными силами Иоанэ Марушисдзе и куропалата Давида уклонились наступавшие на Картли войска хорепископа Кахети.

Длительная борьба за объединение Грузии закончилась успешно. Завершился основной этап этой борьбы – объединились Западная Грузия, Шида-Картли, Юго-Западная Грузия, и правителем этого государства стал Баграт Багратиони (Баграт III).

Баграт был первым царем, который стал называться царем «абхазов и картвелов, т. е. царем Западной и Восточной Грузии. Объединением большей части Грузии в 80-х гг. Х в. образовалось государство, которое с этого времени называется Сакартвело (Грузия), т. е. страна картвелов (страна грузин).

Тенденция объединения грузинских земель в единое государство характерна для всей истории древней Грузии, со времен создания классового общества и государства, но для реализации этой тенденции не всегда были благоприятные внутри- и внешнеполитические обстоятельства.

В эпоху средневековья тенденция сближения Восточной и Западной Грузии и создания единого раннефеодального государства проявляется во второй половине V в., во время царствования Вахтанга Горгасала, и в событиях VII -VIII вв., но эти стремления наталкиваются на сильное противодействие. С середины VII в. Грузия становятся ареной арабских завоевательных войн, и процесс объединения грузинских земель надолго задерживается. Затем, в конце VIII и начале IX в. этот процесс продолжается в новой исторической обстановке, значительной вехой в которой являются 70-е гг. X в., когда происходит объединение большей части грузинских земель под властью «царя абхазов и картвелов». Если до этого на территории Грузии существовали независимые друг от друга грузинские феодальные государства и борьба за объединение велась между ними, то с конца X в. собирание грузинских земель происходит вокруг Сакартвело (единой Грузии). Воссоединение остальных грузинских земель в единое государство, политическая централизация и образование единой системы управления происходит уже в рамках общегрузинской феодальной монархии.

В 80-х гг. X в. объединились две крупнейшие политические единицы - Западно-Грузинское царство с Картлийским эриставством и большая часть Картвельского царства. В IX в. к ним присоединилась остальная часть Картвельского царства, Кахети и Эрети.

Это объединение грузинских земель принципиально отличалось по своему характеру от тех многих военно-политических союзов, которые возникали в VIII -X вв. в процессе междоусобных войн или борьбы с внешними врагами. Эти союзы кратковременно объединяли самостоятельные государства, между которыми имелись значительные противоречия.

Объединение, созданное в конце X в., является новым этапом в истории грузинской феодальной государственности. Это объединение привело к ликвидации политической независимости ряда царств и княжеств и знаменовало собой утверждение новой политической системы в масштабе всей Грузии. Оно означало создание феодального государства типа централизованной монархии. Процесс окончательной ликвидации независимости отдельных царств и изменение политического аппарата управления происходит уже в рамках нового государства. Дальнейшее развитие шло по линии централизации управления, как в гражданской, так и военной сферах. Объединение не могло, конечно, привести к полной ликвидации внутренних противоречий, но если раньше друг другу противостояли самостоятельные политические единицы, то теперь уже возникают противоречия между отдельными политическими группировками и партиями внутри единого государства.

АБ

Абхази Константин (1867-1923) - генерал-майор (с 1916 г.). Племянник (сын сестры) Ильи Чавчавадзе. Окончил петербургское военное училище. Был предводителем дворянства Тбилисской губернии. Последний грузин, который был избран членом Государственного Совета. С 1921 года председатель Национально-демократической партии. Руководитель "Военного центра". Который готовил вооруженное восстание против Советской власти. В 1923 году был арестован и расстрелян.

БА

Баграт I (826-876) После смерти Ашота правителем Тао-Кларджети стал его средний сын Баграт, который тоже был курапалатом. Он старался сохранить единство Тао-Кларджети, но уже начиналась борьба между наследниками Ашота. В это время осложнилось положение в халифате. Тбилимские эмиры не подчинялись Халифу. Для усмирения Тбилиского эмира и усиления своих позиции на Кавказе Халиф несколько раз посылал карательные экспедиции. Сторону арабов принял Баграт, который с помощью арабов пытался упрочить свое положение. В тоже время, его брат Гуарам Выступал инициатором борьбы против арабов. В правлении Баграта были построенные церкви Шатберди и Ишхани.

ИР

ЛЕ

Леван (1518-1574) - царь Кахетии.

Леон II (758-798). Леон II был ериставом (правителем) Абхазии, северо-западной провинции Грузии. Во второй половине VIII века он воспользовался ослаблением Византии и с помощью хазар (мать Леона была дочерью хазарского кагана) распространил свою власть на всю западную Грузию и принял титул царя. Столицей царства был город Кутаиси. Леон разделил царство на территориально-административные округа - ериставства.