Все про уход за автомобилем

Иерархия ангелов. Ангельские чины: описание, иерархия и чем отличаются друг от друга разные виды Описание ангелов

Мы рассматривали отрывок послания Павла к церкви в Коринфах. Нас интересовала первая половина 6 главы, где Павел осуждает разбирательства христиан в греческих судах. Один из интересных отрывков был таким:

Разве не знаете, что мы будем судить ангелов. 1Кор. 6:3

Сегодня мы постараемся больше разобраться в вопросе ангелов.

В начале давайте дадим краткую характеристику ангелам.

АНГЕЛ — ПОСЛАННИК, ВЕСТНИК

+ Ангел — еврейское слово малах и греческое ангелос означают: «посланник «, «вестник «. Оба слова употребляются в Библии для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синод. пер. — «соглядатаи «), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10); но чаще они обозначают небесных посланников Бога.

Слово: aggeloj
Произнесите: ang’-el-os
— ангел, посланник, вестник, гонец, соглядатай;
LXX: 04397 (;K/a;l’m)
Греческий лексикон Стронга (с) Bob Jones University

+ Реальность существования Ангелов подтверждена Библией. Тот факт, что они часто упоминаются уже в книге Бытие,

(Быт 16:7; 19:1,15 и др.)

исключает вероятность более позднего (персидского) происхождения учения об Ангелах.

Ангелы отличаются от библейских херувимов и серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеческом облике.

(Быт 18:1-15 и 19:1; Суд 13)

Летящий Ангел упоминается только в Откр 14:6

6 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу;
(Откр.14:6)

(в Откр 8:13 в греческом тексте — орёл , который, вероятно, символизирует Ангела).

+ Ангел часто предстают как защитники народа Божьего, но они же могут выступать и в роли вершителей Божьего суда.

(2Цар 24:16 и след.; 1Пар 21:12)

Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь.

АНГЕЛЫ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете Ангелы изображаются «крепкими силою » хранителями и защитниками боящихся Бога на всех путях их, носящими праведников на руках.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
(Пс.102:20)

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
(Пс.90:11и след.)

Они могут:

  • побеждать врагов (Исх 14:19 и след.; 4Цар 19:35; Пс 34:5 и след.),
  • «воспрепятствовать» проклятию (Чис 22:22),
  • предостерегать от суда (Быт 19:1,15),
  • являться людям во сне для утешения и наставления на праведный путь (Быт 28:12; 31:11 и след.; 32:2 и след.).

Ангел, приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется АНГЕЛОМ ГОСПОДНИМ .

Он воплощает Самого Яхве, являясь для народа Израиля персонифицированной Божьей помощью.

(Быт 16:7; Исх 14:19; Чис 22:22; Суд 6:11 и след.; 4Цар 1:3 и след. и др.)

Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его Ангелом: когда о Яхве говорится безотносительно к человеку, Бог именуется как «Яхве «, если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве «.

Этим приемом подчеркивается величие Яхве.

(Быт 16:7-11 и 13; Быт 18; Исх 3:2 и след.; 23:20 и след.)

В Мал 3:1 дается обетование об Ангеле завета.

1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.
(Мал.3:1)

Кроме того, в Библии говорится об АНГЕЛЕ-ТОЛКОВАТЕЛЕ , который, являясь пророкам, толкует им видения, а иногда и сам становится действующим лицом в этих видениях.

(Иез 40:3 и след.; Дан 10:5,14; Зах 1:9; 2:2; 4:1 и след.)

Об участии Ангела в передаче Закона на горе Синай известно (наряду с доводами раввинов) из

53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
(Деян.7:53)

19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
(Гал.3:19)

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
(Евр.2:2)

Во всех этих местах Новым Заветом подчеркнуто превосходство непосредственного новозаветного откровения в Иисусе Христе;

АНГЕЛЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В Новом Завете Ангелы появляются в решающие моменты священной истории.

  • Они возвещают Захарии, Марии, Иосифу и пастухам о рождении Спасителя (Лк 1; 2),
  • служат Господу после Его победы над искусителем (Мф 4:11),
  • укрепляют Его в молитвенном борении в Гефсиманском саду (Лк 22:43),
  • возвещают о Его воскресении (Лк 24:4-6),
  • а после Его вознесения — о Его Втором пришествии (Деян 1:10 и след.).

+ Кроме того, Ангелы радуются спасению людей

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
(Лук.15:10)

+ и служат тем, кто призван наследовать благодать.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
(Матф.18:10)

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
(Евр.1:14)

+ Когда умирает богобоязненный человек, Ангелы относят его в место радости

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
(Лук.16:22)

+ и несут вахту у его гроба.

12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
(Иоан.20:12)

и так же Иуд 9

+ Ангел освободил Петра и апостолов из заключения;

19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
(Деян.5:19)

7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. [Ангел], толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
(Деян.12:7 и след.)

+ Ангелы направляли апостолов в их путешествиях

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
(Деян.8:26)

+ и подготавливали язычников к принятию вести о Христе.

3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
(Деян.10:3)

7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
(Деян.10:7)

22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
(Деян.10:22)

В книге Откровение Ангелы особенно часто появляются для исполнения Божьего суда (ср. Мф 13:39,49; 24:31) и для прославления Бога.

Хотя Ангелы и являются духовными существами, не знающими ни рождения, ни смерти,

30 ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
(Матф.22:30)

они все же не удостаиваются особого почитания, поскольку это означало бы умаление славы Божьей.

(Откр 19:10; 22:8 и след.)

Павел предостерегает верующих от показного «самовольного смиренномудрия «, почитающего Ангелов как неких посредников.

18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
(Кол.2:18)

В Евр 1-2 подчеркнуто существенное различие между Иисусом и Ангелами; наступит такое время, когда святые, спасенные дети Божьи, в конце времен вместе с Иисусом будут судить Ангелов.


(1Кор.6:3)

Слова «ангелы церквей» (Откр 1:20; 2:1,8, 12,18 и др.), вероятно, подразумевают не Ангелов в общепринятом значении слова, а предстоятелей или должностных лиц местных церквей.

ИЕРАРХИЯ АНГЕЛОВ

Внутри мира Ангелов существует своя иерархия, которая определяется различными степенями достоинства.

Так, Библия говорит об

  • архангелах, или князьях Михаиле (Дан 10:13,21; 12:1; Иуд 9; Откр 12:7)
  • и Гаврииле (Дан 8:16; 9:21; Лк 1:19,26),
  • апокрифы называют также Рафаила и Сариила.

Такие места Библии, как Кол 1:16 и 1Кор 15:24, также указывают на различные степени достоинства небесных существ.

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано;
(Кол.1:16)

24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
(1Кор.15:24)

V. Поскольку Ангелы, руководствуясь своими разумом и волей, могут выбирать между добром и злом, то часть из них, будучи падшими ангелами , уже не служит Господу, а принадлежит к свите сатаны.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:44)


(2Пет.2:4)

Но они уйдут «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его «.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
(Матф.25:41 ср. Откр 20:10,15)

Изучая Библию, мы можем найти интересные параллельные стихи. Часть из них уже вынесены в Библии, а часть, наприммер, я дописывал сам, чтобы потом не забыть, например:

Из параллельных мест нашел несколько интересных и объединил для себя их:

3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские?
(1Кор.6:3)

4 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
(2Пет.2:4)

6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
(Иуд.1:6)

Ужасный пример падших ангелов

У иудеев было тщательно разработанное учение об ангелах, слугах Божиих.

В частности, иудеи верили, что у каждого народа есть свой, осуществляющий верховное руководство, ангел. В Септуагинте, греческом переводе иудейского Священного Писания, во Втор. 32,8 читаем:

«Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (у Баркли: по числу ангелов Божиих).

То есть, каждый народ получил своего ангела.

Иудеи верили в падение ангелов; об этом много сказано в книге Еноха, которая часто дает пищу мыслям Апостола.

+ Одни видят причину падения ангелов в их гордыне и мятежности.

Эти легенды связаны, в основном, с именем Люцифера, несущего свет, сына зари.

В Ис. 14,12 читаем:

«Как упал ты с неба, денница, сын зари!»

Когда семьдесят посланных на служение учеников вернулись и рассказали Иисусу об успехе своей миссии, Он предостерег их от гордыни:

«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10,18).

Идея сводилась к тому, что на небе была своя гражданская война. Ангелы восстали против Бога и были сброшены; Люцифер был руководителем мятежа.

По его словам ангелы не сохранили своего достоинства; это значит, что они претендовали на место, которое было предназначено не для них.

Людям, читавшим слова Апостолов в то время, идея была понятна, потому что в книге Еноха многое сказано о судьбе этих падших ангелов. Таким образом, Иуда, Павел и Петр говорили со своими слушателями и читателями на понятном им языке и в понятных им выражениях, что, если гордыня и вожделение погубили ангелов, несмотря на все их привилегии, то уж людей гордыня и вожделение тем более погубят.

Вероятно злые люди в Церкви были преисполнены гордыни, считая, что они знают все лучше, чем учит Церковь, и вожделение, обращая благодать Божью в оправдание распутства.

Независимо от того, какие древние идеи лежали, например, в основе слов Иуды, предостережения его сохранят свою силу.

Гордыня, претендующая на знание высшее, чем Божье, и вожделение к запретному — вот пути, которые ведут к гибели.

Спасибо вам, что сегодня мы вместе изучили тему Ангелов в Библии.

Мода на сверхъестественное, проявляющаяся в последние десятилетия в литературе, искусстве, кинематографе, побуждает даже далеких от регулярного посещения церкви людей интересоваться главами Библии, в которых говорится о жителях небесных сфер ‑ ангелах. И хотя одни считают ангелов мифическими существами, другие – плодом воображения средневековых художников, факт их существования действительно подтверждается .

Про ангелов в Библии сказано немало, причем информация эта не сконцентрирована в какой-либо из книг, а рассеяна как по Ветхому, так и по Новому Завету, и тому, кто хочет узнать, что говорит Библия про ангелов, читать придется все Священное Писание от корки до корки. Но в этой статье я постараюсь вкратце описать то, что известно человечеству об ангелах, основываясь на слове Божием.

Свойства ангелов по Библии

Итак, если суммировать все то, что говорит Библия про ангелов, то можно сделать выводы, что небесные силы:

  • бесплотны
  • обладают разумом, эмоциями, чувствами
  • имеют свободную волю
  • выполняют поручения Бога
  • могут перемещаться во времени и в пространстве
  • бессмертны
  • бесполы
  • имеют свою строгую иерархию
  • могущественны

Некоторые главы Библии, повествующие про ангелов, дают основание полагать, что они невидимы. Не совсем понятно, как ангелы выглядят: известно, что людям они являются в человеческом облике (как с крыльями, так и без), однако о том, какой вид они имеют, находясь у престола Божия, мы знать не можем. Ангелы в Библии упоминаются в следующих книгах: Бытие (1:26), Книга Иова (1:6; 2:1), Псалтирь (102:20), Евангелие от Матфея (8:29; 24:36), Евангелие от Луки (8:28-31, 16:22) и в очень многих главах деяний и посланий апостолов.

Иерархия Ангелов и главы Библии, повествующие о ней

Как известно из Библии, ангелы имеют иерархическое деление, то есть одни из них выше по своему небесному статусу, чем другие. Об этом же говорит и церковное предание, основывающееся не на священных текстах, а на видениях и рассказах святых отцов. Согласно им, ангелы делятся следующим образом:

  • серафимы – эти ангелы по Библии имеют внешний вид человека, но его дополняют шесть крыльев (Исайя, 6:1-7);
  • херувимы – четырехкрылые небесные существа, имеющие четыре лица, повернутые в разные стороны – человеческое, львиное, орлиное и телячье. Согласно библии, все тело и руки херувимов покрыты глазами (Иезекииль, 1:5-24; 10:1-22);
  • престолы – небесные силы, на которых восседает Господь (Иез 1:15-21; 10:1-17);
  • господства, силы, власти – , ангелы этих чинов выполняют различные функции – укрощают нечистую силу, творят чудеса, даруют благодать, помогают побеждать грехи (Кол. 1:16, Рим. 8:38, Еф. 1:21);
  • архангелы – небесные начальники ангелов; Библия точно говорит о трех архангелах: Михаиле, Гаврииле и Рафаиле (Откр 12:7, Лук 1:26, Тов5:4), об остальных (Иегудиил, Салафиил, Уриил, Варахиил и другие) известно из предания;
  • ангелы – самые близкие к человеку небесные бесплотные силы, выполняют различные поручения Бога, передают людям Его волю, оберегают от зла).

Но, несмотря на то, что небесные чины имеют такие отличия, есть у них и самое главное общее качество, благодаря которому они становятся примером для подражания людям: при всей своей могущественности и близости к Богу, все они смиренны и беспрекословно послушны Его святой воле.

Общепризнанно, что любая личность обладает, как минимум, тремя чертами или признаками. Обладают ими и ангелы.

1. Ангелы имеют разум, что выражается в их желании проникнуть в тайну спасения людей (1-Пстра 1:12) и способностью разумно изъясняться. Более того, они, скорее всего, имеют свой собственный язык (1-Коринф 13:1).

Авторы всех теологических учебников, как протестантских, так и католических, называют ангелов «рациональными» созданиями. Ангелы имеют разум и их знания относительно многих предметов значительно превосходят знания человека.

«...господин мой мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле ». (2-Цар. 14:20)

Мы также можем предполагать, что ангелы разумно поклоняются Богу, что видно из многих мест в Писании, особенно из Откровения Иоанна. Однако, мы ничего не найдем в Библии, что могло бы привести нас к вере о том, что ангелы различаются интеллектуально. Также очевидно, что они не были изначально наделены всем знанием, которое способны иметь, но учатся, что следует из Писания (Ефес. 3:9-10; 1-Петра 1:12).

2. Ангелы наделены эмоциями, что видно из того, что они радуются спасению грешника (Луки 15:10), а также из их ликования при рождении Иисуса.

3. Ангелы имеют свободную волю. Они имеют способность выбирать из определенных возможных действий нужное. В случае с Люцифером и падшими ангелами, ангелы употребили свою свободную волю на то, чтобы противостать Богу.

Из библейских описаний ангелов следует, что последние наделены выраженной индивидуальностью. А что говорит Библия об их внешнем облике?

Несмотря на индивидуальное сотворение каждого из ангельских созданий (Бог мог создать их и совершенно одинаковыми), они, кажется, подразделяются, все же, на определенные «ранги». Ангелы-посланники не похожи на херувимов, и наоборот.

Мой друг, Роланд Бук, неоднократно встречавшийся с ангелами,

Среди них нет и двух похожих! Они все разного роста, у всех разные прически и, в целом, они совершенно не похожи друг на друга». 8

О теле ангелов в Библии ничего не говорится. Тем не менее, этот вопрос служил пищей для горячих церковных дискуссий, особенно в Средние века.

Есть ли у них вообще тела? Или они - духи?

В собранных нами рассказах фигурируют ангелы как с крыльями. так и без них. как ангелы в виде ангелов, так и ангелы в виде людей.

Наиболее логичным мне представляется предположить, что те ангелы, которые являются в виде людей, выглядят как те люди, к которым они являются. Другими словами, если бы ангел, явившийся матери Самсона, не был похож на израильтянина, назвала бы она его «человеком Божьим»? (Судей 13:6).



Если ангелы являются к людям и люди не признают их за ангелов (Евреям 13:2), то это значит, что китайцам они являются в облике китайцев, африканцам как африканцы, а американцам как американцы. Это означает, что ангелы предстают как белыми, так и черными - и, вообще, похожими на любую народность мира.

В Библии ничего не говорится, что у ангелов есть крылья. Идея приписать ангелам крылья возникла на основании стиха из книги пророка Даниила, в котором говориться, что ангел «быстро прилетел» (Даниил 9:21). Однако, поскольку ангелы перемещаются в пространстве иначе, чем мы. нельзя с уверенностью утверждать, нужны им для этого крылья или нет. Фактом остается то, что многие из тех, кто видел ангелов, говорят, что крылья у них есть.

Другие виды небесных существ - херувимы, серафимы и животные - имеют крылья (Иезекииль 1:5-11; 3-Цар. 6:27). На средневековых картинах ангелы часто изображались с крыльями, но, как я уже говорил раньше, представления об ангелах того времени часто основывались на образе богини Ники. Поэтому, мне кажется, что многие ангелы крыльев не имеют.

И Римско-Католическая церковь, и протестанты сошлись на том, что ангелы не имеют обычных материальных тел. Они есть «чистые духи, не имеющие ни материального тела, ни формы, но состоящие из сущности и существования, из делания и потенциальных возможностей», - писал Фома Аквинский. 9

В нехристианских религиях представления о внешнем облике ангелов разнятся, особенно, по отношению к конкретным личностям ангелов в том образе, как их воспринимают и представляют себе различные группы.

Обычно мы не отдаем себе отчета в ангельском присутствии, потому что в большинстве случаев ангелы остаются невидимыми. Хоуп Прайс цитирует английского служителя по имени Саффолк:

«Ангелы, скорее всего, существа застенчивые. Они всего лишь посланники и предпочитают не привлекать к себе особого внимания. Если только это возможно, они остаются невидимыми». 10



Застенчивые ли они? Или, может быть, настоящие ангелы не хотят, чтобы люди заостряли на них свое внимание?

Известна ли ангелам человеческая склонность поклоняться твари, а не Творцу?

Понимают ли они, что сияние их образа может вызвать в человеке страх и. тем самым, затмить само их послание?

Билли Грэма однажды спросили: «Что я увижу, если мне явится ангел?» Вот его ответ:

«Бог навеки прославлен в Своих созданиях, которые поражают нас многообразием и красотой форм. Некоторые из библейских описаний ангелов, включая описание Люцифера в 28 главе книги пророка Иезекииля, дают понять, что их внешность наверняка поразит человека. Очевидно, что красота и многообразие внешних обликов ангелов превосходит все представления и ожидания человека» 11

В Писании ангелы всегда являются в виде мужчин, и само слово «ангел» неизменно мужского рода. Нигде в Библии не говорится об ангелах женского пола. Даже когда они являлись людям в обличии людей (ангелы-странники), это всегда были ангелы в облике мужчин, а не женщин.

Сила и полномочия ангелов

Ангелы превосходят человека в силе и власти (2-Петра 2:11). Они, конечно же, уступают в силе Богу, но им, тем не менее, приписывают необычайную силу (Псалом 102:20; Матф. 28:2). В определенное время ангелы управляют некоторыми природными явлениями (Откр. 7:1; 14:18).

Свою силу они черпают от Бога и применяют в соответствии с законами материального и духовного миров:

Они откатили камень, весивший, должно быть, около двух тонн (Луки 24:2-4).

Они закрыли пасть львам (Даниил 6:22).

Они отперли тюремную дверь и разомкнули цепь (Деяи. 12:7-10).

Дикасон отмечает, что, несмотря на превосходство ангелов над человеком в силе. Бог ограничивает их деятельность. Одновременно, Он дает им и некую свободу действий, по отношению к тем людям, к которым они посланы. Скорее всего, чем выше ранг ангела, тем больше у него полномочий. 12

Мне кажется, что хорошим примером употребления ангелом своей власти можно считать явление Гавриила священнику Захарии. Маловероятно, что Бог дал ангелу указание поразить человека немотой на месяцы в случае, если тот проявит неверие. У Гавриила, вероятнее всего, было право самому решать, как поступить в подобном случае. В конце концов, когда ребенок появился на свет и был назван в соответствии с указанием ангела, Захария вновь обрел дар речи (Луки 1:20, 64). В результате чего, Богу была воздана честь и слава - а это всегда является целью ангелов.

Очевидно, что даже у падших ангелов есть ограничения, за которые Бог не позволит им заходить. Тем не менее, я не верю, что Бог повелевает им творить зло. Этот вопрос мы будем обсуждать в главе 13.

Ангелы по своей природе — это духовные существа. Они не имеют физических тел, не имеют пола, не умирают; они невидимы, они созданы. Они — личности и могущественные существа.

Существование ангелов

Библия ясно говорит, что существование ангелов — это реальность. По меньшей мере, три факта указывают на это.

Во-первых, 34 из 66 книг Библии, то есть более половины, называют ангелов простым термином «ангел» (во множественном или единственном числе) а также, говоря об ангелах, Библия подразумевает, что они существуют. Интересно отметить, что 17 из этих книг находятся в Ветхом Завете и 17 в Новом. Таким образом, свидетельство в равной степени разделено между Ветхим и Новым Заветами.

Во-вторых, простой термин «ангел» (во множественном или единственном числе) появляется в Библии более 300 раз. В дополнение к этому, в Св. Писании есть указание на ангельские существа, которые названы также другими терминами: «херувим», «серафимы», «архангел», «князь», «сыны Божьи», «господствующие в воздухе», «начальства», «власти», «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесной», «престолы», «властители». Таким образом, через многочисленное использование этих терминов Библия ставит большое ударение на существовании этих существ.

В свете этого, факт существования ангелов не может быть легко отброшен в сторону.

В-третьих, Иисус Христос часто говорил об ангелах таким образом, что становится очевидной Его вера в их существование. Например, Он говорил об отношении ангелов к детям (Мат.18:10); Он сказал, что мог бы иметь 12 легионов ангелов в Своем распоряжении, чтобы защитить Себя от врагов (Мат.26:53); и Он сказал, что ангелы будут сопровождать Его для того, чтобы служить Ему во время Второго Пришествия (Мат.13:39-41; 16:27; 24:31; 25:31).

Отрицая существование ангелов, мы подвергаем серьезному сомнению характер и правдивость Иисуса Христа. Если Он допускал неточности в Своих высказываниях об ангелах, то, как мы можем быть уверены, что Он не допускал неточностей относительно других аспектов Своего учения?

Для тех, кто верит, что Иисус — вечный Сын Божий, воплощенный в Человека, Его высказывания о существовании ангелов представляются убедительными.

Количество ангелов

Сколько всего есть ангелов? Библия не дает нам общего числа. Сколько бы вы не листали страницы Библии, вы никогда не найдете такой фразы: «Существует 2 369 758 219 ангелов». Несмотря на то, что Св. Писание не дает нам точной цифры, все же оно указывает, что существует огромное множество ангельских существ.

Ап. Иоанн (Отк.5:11) видел «тьмы тем и тысячи тысяч» ангелов вокруг Божьего престола в небесах (греческий текст дает эти числа во множественном, а не единственном числе). Пророк Даниил видел что-то похожее (Дан.7:9-10). Умножая десять тысяч раз на десять тысяч, мы получаем цифру сто миллионов. Но Иоанн видел «тьмы (множ. число) тем» (множ. число) и «тысячи (множ. число) тысяч (множ. число)» — неопределенное число. Таким образом, существует сотни и сотни миллионов; возможно, миллиардов ангелов.

Нужно отметить, что великое множество, виденное Даниилом и Иоанном, состояло из святых ангелов, служащих Богу. Оно не включало падших ангелов, которые следуют за сатаной и служат ему. Таким образом, Библия подтверждает существование огромного множества ангелов.

Природа ангелов

Они духовные существа

Что же это за существа, ангелы? Библия содержит важные откровения о природе ангелов. Прежде всего, ангелы по своей природе духовные существа. В Послании к Евреям отмечено, что они — «служебные духи» (Евр.1:14). Из того, что ангелы — это духовные существа, мы можем сделать несколько выводов.

Ангелы по своей природе не имеют физического тела

Иисус ясно сказал, что дух не имеет плоти и костей. Он подразумевал, что к духу нельзя прикоснуться и его нельзя увидеть (Лук.24:39).

Следовательно, так как ангелы — духовные существа, то по своей природе они не имеют физических тел или плоти и костей.

Апостол Павел говорил о духовном свойстве злых ангелов, которые воюют против христиан, и поэтому они не могут быть «кровью и плотью» (Еф.6:12). Хотя по природе своей ангелы не имеют физических тел, но имели место случаи, когда ангелы временно находились в физических телах, которые можно было увидеть и прикоснуться к ним, когда это было необходимо. Библия не указывает, как или откуда они достали эти тела, и не говорит, что они сделали с этими телами потом. Она просто содержит информацию о том, что такие случаи имели место.

Один из таких случаев можно найти в Быт.18-19. В этих главах говорится о «трех людях», явившихся Аврааму у дубравы в Мамре (18:1-2). Они имели физические ноги, которые можно было омыть водой (ст.4), и ели пищу, приготовленную для них Авраамом (ст.5-8).

Одним из этих «мужей» был Господь (ст.1,13,17,20,26,33). Пока Он говорил с Авраамом, двое других «мужей» направились в Содом (ст.16,22).

Библейский текст показывает, что «мужи», направившиеся в сторону Содома, были «ангелами» (19:1,15). Несмотря на это, Лот принял их за людей. Он предложил им омыть ноги. Когда они заявили, что будут ночевать на улице, то Лот очень просил их остаться у него дома. Зная о половых извращениях, которыми был известен Содом, Лот понимал, что, разрешив им ночевать на улице, он допустил бы трагическую ошибку. Вошедши в дом Лота, двое «мужей» (ангелы) снова ели пищу (ст.2-3).

Жители Содома со всей очевидностью думали, что два человека, посетившие их город, были мужчинами. Позднее, той же ночью, мужчины всех возрастов со всего города пришли и окружили дом Лота, требуя, чтобы он передал этих двух «людей» им для того, чтобы обесчестить их. Когда Лот просил жителей Содома не причинять вреда его гостям, то они стали угрожать ему тоже (ст.4-9). В ответ на эти угрозы гости Лота простерли свои «руки» и ввели его в дом, закрыв за ним двери.

Изнутри дома, отделенные от жителей Содома дверью, ангелы сверхъестественным образом наложили на них слепоту (ст.10-11), не касаясь их физически. Очевидно, что посетители Лота не были обычными людьми.

В Послании к Евреям (13:2) написано: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказывали гостеприимство ангелам». Конечно же, здесь имеется в виду тот случай, когда Авраам и Лот оказали гостеприимство двум ангелам в физических телах.

Ангелы по своей природе не имеют тела

Этот вывод базируется на двух умозаключениях:

Во-первых, пол — это очень реальная часть нашего физического тела; и половые отношения представляются общением физических тел — двое становятся одной плотью (Мат.19:4-6; 1Кор.6:13-20; 7:1-5). В свете того, что ангелы по своей природе не имеют физического тела, должно быть очевидным, что они по своей природе также не имеют пола.

Во-вторых, Иисус учил, что когда люди воскреснут из мертвых, то будут как ангелы в небесах, где они уже не будут ни женится, ни выходить замуж (Мр.12:25). В своем учении о браке (Мат.19) Иисус показал, что Бог создал людей «мужчину и женщину» (с различием пола как части их природы) и сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (ст.4-6).

Слово, переводимое как «прилепиться» в Мат.19:5, означает половое единство. .

В Своих проповедях Иисус указывал на две вещи:

Прежде всего, Бог создал брак, потому что Он создал людей с различием пола. Иными словами, брак существует из-за существования половых различий. Так как брак существует из-за половых различий, то это означает, что если бы ангелы имели пол по своей природе, то у них существовал бы брак. Тот факт, что ангелы в небесах никогда не женятся, означает то, что по своей природе они не имеют пола.

Кроме того, Иисус Христос в Своем учении указал, что Бог создал пол для употребления его в браке. Кажется понятным то, что если для ангелов в небесах не существует брака, то для них не существует и причины иметь пол.

Ангелы не умирают

Два факта указывают на то, что ангелы не умирают:

Во-первых, как замечено ранее, ангелы по своей природе не имеют физического тела. Люди умирают, потому что они имеют физические тела, находящиеся под проклятием греха (Быт.2:17; 3:19; 5:3-5; Рим.5:12; 6:23; 1Кор.15:56). Так как ангелы не имеют физического тела, то они не испытывают физической смерти. Даже падшие ангелы, несмотря на их грешное восстание против Бога, не умирают.

Во-вторых, Иисус учил, что воскресшие люди будут подобны ангелам и что они не будут умирать (Лук.20:36). Посредством этого Он показал, что ангелы не могут умереть. Из этого можно заключить, что ангела убить невозможно. Позднее мы увидим, что святые и падшие ангелы ведут между собой войну (Отк.12:7). В этой войне ни один ангел не может убить другого, хотя эта война приносит им определенные результаты.

Ангелы по своей природе невидимы

По своей природе ангелы невидимы для людей, пока те находятся в своем естественном смертном состоянии. Два факта подсказывают такое заключение:

Во-первых, как отмечено ранее, говоря об ангелах, Иисус подразумевал, что по своей природе дух не может быть увиден или осязаем (Лук.24:39), а раз ангелы — это духи, то по своей природе они невидимы для людей.

Во-вторых, Ап. Павел показал, что в противоположность земному и видимому, термины «престолы властители, власти и силы» — это термины для ангелов.

Небесное невидимо (Кол.1:16). В соответствии со Св. Писанием, существует два исключения тому, что ангелы невидимы смертным людям.

Первое: в тех случаях, когда ангелы имели физические тела, они могли быть видимы смертными людьми. Пример этому мы находим в Быт.18-19, где говорится о двух ангелах, явившихся Аврааму и Лоту в физических телах.

Второе: они проявляются тогда, когда Господь дает людям особое видение ангелов.

Хороший пример этого можно найти в 4Цар.6:15-17. Сирия вела войну против Израиля. Царь Сирии вместе со своими военными советниками в тайне составлял стратегические планы. Видно, что они намеренно размещали свои военные силы в засадах вдоль маршрутов, по которым должен был ехать царь Израиля. Их целью было захватить его. Однако, каждый раз, когда они ставили ловушки, израильский царь избирал иной маршрут и, таким образом расстраивал планы сирийцев (ст.8-10). Царь начал подозревать, что кто-то из его советников предатель. Он захотел знать, кто именно открывал царю Израиля их планы. Но один из советников настаивал, что ни один из них не был предателем, а царь Израиля узнавал планы сирийцев от израильского пророка Илии. На самом деле Бог слышал их секретные совещания, открывал эти планы Илие, а тот затем сообщал их израильскому царю (ст.11-12).

Царь Сирии послал отряд разведчиков, чтобы узнать, где живет Илия.

Узнав, что пророк живет в городе Доаим, он послал большое войско из солдат, лошадей и колесниц для того, чтобы захватить Илию. Город был окружен ночью (ст.13-14). На следующее утро слуга Илии встал рано, вышел на городскую стену и посмотрел за нее. Он не был готов к тому, что увидел там. Присутствие военных сил Сирии вокруг Доаима устрашило его. Он побежал к Илие и выпалил: «Господин мой, что нам делать?» (ст.15).

Илия ответил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (ст.16). Илия помолился и попросил Господа открыть слуге глаза, чтобы тот увидел то, что он не мог увидеть естественным образом своими смертными глазами. Господь открыл глаза слуге и тот увидел, что гора вокруг Илии полна огненных лошадей и колесниц (ст.17). Они находились там для их защиты.

На протяжении многих лет исследователи Библии учили, что слуга видел ангелов в виде огненных лошадей и колесниц. Как видим, ангелы могут принять любую форму и очертание, необходимое для выполнения служения.

Ангелы уже присутствовали и защищали Илию до того, как их увидел его слуга, но слуга не видел их до тех пор, пока Бог не дал ему особенное видение.

Внешний вид ангелов

Несмотря на тот факт, что ангелы по своей природе не имеют пола, но когда в Библейские времена они появлялись в естественном человеческом образе (в осязаемом физическом теле, как записано в Быт.18-19, или же видением, как записано в Дан.8:15; 9:21), то всегда принимали вид мужчин.

Библия не объясняет этого, она просто содержит запись о происшедшем.

Примеры

Два ангела, посетившие Лота в Содоме, были названы «мужчинами» (Быт.19:5,10,12,16). Более того, жители Содома приняли их за особ мужского пола, что следует из желания содомлян совершить с ними мужеложество (Быт.19:4-7).

Ангел Гавриил предстал перед пророком Даниилом в образе мужчины (Дан.8:15; 9:21). Слово, переведенное как «мужчина» в Дан.8:15, «относится особенно к особе мужского пола в расцвете сил» . Слово, используемое в Дан.9:21, обычно «указывает на любую особу мужского пола» .

Два ангела явились женщинам в гробнице Иисуса после Его воскресения (Иоан.20:11-12). Лука указал на то, что они имели вид мужчин (Лук.24:4).

Греческое слово, которое переводится как «мужчина», имеет мужской род и относится к мужчине, особенно как к «противоположности женщины» .

Марк описывает одного из ангелов как «юношу» (Марк 16:5). Греческое слово, которое переводится как «юноша», указывает на то, что этот ангел явился в образе мужчины возраста от 24 до 40 лет . Кроме того, местоимение используемое в Мр.16:6, которое переводится как «он» и относится к ангелу в пятом стихе, также имеет мужской род.

Два ангела, виденные во время вознесения Иисуса, появились в образе мужчин (Деян.1:10).

В Лук.24:4 также используется слово, переводимое как «мужчины» и, как отмечено выше, имеющее мужской род, и относящееся к мужчине, как противоположности женщине. Местоимение, используемое в Деян.1:11, переводимое как «который» и относящееся к ангелу в ст.10, также имеет мужской род.

Зах.5:9 на первый взгляд противоречит концепции о том, что в Библейские времена ангелы, появляясь в человеческом облике, всегда принимали облик мужчин. В этом тексте записано видение пророка о двух женщинах, имевших крылья, как у аиста, и державших в руках чашу, содержащую нечестие в землю Сеннаар (Вавилон). Есть некоторые причины для того, чтобы подвергнуть сомнению принадлежность этих крылатых существ к ангелам.

Первая причина: в каждом сообщении Библии об ангелах, появляющихся в естественном человеческом облике, не упоминается о крыльях как части их облика. (Если бы два ангела, посетившие Лота, имели крылья, то приняли бы их жители Содома за людей?)

Вторая причина: места Библии, которые ясно говорят о крылатых ангелах, никогда не сравнивают их крылья с крыльями аиста.

Третья причина: Библия говорит также и о другой женщине, которой были даны «два крыла большого орла» (Отк.12:14). В этом случае крылатая женщина — это не ангел, являющийся в человеческом облике.

Если сравнить описание женщины из Отк.12:1-2,4-5 с образами Ветхого Завета (Быт.37:9-10; Ис.54:5-6; Иез.16:7-14), то становится очевидным, что она представляет собой народ израильский, посредством которого в этот мир пришел Мессия. То, что крылатая женщина — не ангел, указывает на то, что присутствие крылатых женщин в Библии не означает, что это ангелы в человеческом облике.

Они были сотворены

Вторая истина о природе ангелов — это то, что они творение. Они были сотворены Богом. Они обязаны своим существованием Ему. Они не представляют собой независимо существующих существ. Об этом Библия говорит несколькими способами.

Например, всем Божиим ангелам и остальной вселенной повелевается славить Господа (Пс.148:2-4). Стих 5 объясняет, почему они должны славить Его: «Да хвалят Имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились». Более того, апостол Павел объявил, что ангелы были созданы (Кол.1:16).

Относительно сотворения ангелов нужно отметить два основных вопроса: природа и время их сотворения.

Природа их сотворения

Как было отмечено ранее, ангелы не могут воспроизводиться, так как они по своей природе не имеют половых различий. Ни один ангел не начал свое существование посредством воспроизведения. Люди же, наоборот, воспроизводятся, так как по своей природе обладают половыми различиями.

Из того, что ангелы не воспроизводятся, мы должны заключить, что каждый ангел был лично и непосредственно сотворен Богом.

Вместе с этим Библия называет ангелов «сыны Божии» (Иов.1:6; 2:1; 38:7), указывая на то, что Бог — источник их происхожденияНо нигде Св. Писание не называет их «сыны ангелов».

Так как, в противоположность этому люди воспроизводят себе подобных, то Библия называет их «сыны человеческие» (Еккл.1:13; 2:3, 8; Дан.5:21). Раз ангелы были лично и непосредственно созданы Богом и не воспроизводят себе подобных, то о них можно сказать следующее: ангелы не имеют предков, потомков и семей. У них нет отца, матери, сыновей, дочерей, братьев, дядей, тетей или двоюродных родственников.

Хотя художественное представление об ангелах как о маленьких детях, наверное, довольно мило, но этому не существует Библейского подтверждения. Но так как люди воспроизводятся, то у них есть предки, потомки, кровные родственники и семьи.

Более того, так как каждый ангел был непосредственно и лично создан Богом, то они, в противоположность распространенному мнению, не представляют собой отошедшие души умерших людей.

Время их создания

Библия не дает нам ясного конкретного утверждения относительно времени создания ангелов. Однако учение трех мест Св. Писания, взятых вместе, указывает на время их создания.

Первое место — Иов.38:6-7. Важно заметить, что здесь говорит именно Бог (стих 1). Он объявил, что сотворение земли происходило «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (ст.7). Таким образом, Бог открыл нам, что утренние звезды (сыны Божии) присутствовали, чтобы созерцать сотворение Земли, и они были так восхищены Его великой работой, что пели и восклицали Ему хвалу.

Данное предложение показывает, что утренние звезды (сыны Божии) существовали до сотворения земли. Кто были эти утренние звезды (сыны Божии)? Пытаясь распознать их, мы должны отметить следующее:

1) тот факт, что они пели и восклицали хвалу Богу, указывает на то, что эти утренние звезды (сыны Божии) — личности, а не безликие объекты.

2) книга Иова — это книга Ветхого Завета. Основной отличительной чертой древнееврейской поэзии был параллелизм — две поэтические линии, выражающие одну и ту же мысль разными словами. Две поэтические линии: «при общем ликовании утренних звезд», и «когда все сыны Божии восклицали от радости», записанные в Иов.38:7, — примеры еврейского параллелизма; поэтому они выражают одну и ту же мысль и не говорят о двух видах существ;

3) «сыны Божии» и ранее упоминались в книге Иова (1:6; 2:1). Ученые-богословы убеждены, что в этих местах, а также в Иов.38:7 «сыны Божии» — это ангелы. Таким образом, следуя поэтическому использованию параллелизма, выражение «утренних звезд» также относится к ангелам.

В свете увиденного можно заключить, что в Иов.38:6-7 Бог открывает нам, что ангелы уже существовали и присутствовали при сотворении Богом земли.

Второе место, относящееся к вопросу о времени творения ангелов — это Исх.20:11. В нем Моисей говорит, что «…в шесть дней создал Бог небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил». (В еврейском тексте записано «небеса» [множ. число] «и земля»). Это утверждение очень важно, т.к. показывает, что в течение шести дней творения в 1-ой главе книги Бытие Бог сотворил не только небеса и землю, но также и различные формы жизни, которые существуют в небесах, на земле и в море (Быт.1-4; Неем.9:6).

Библия говорит о том, что ангелы — это особая жизненная форма, которая существует в Небесном Царстве (3Цар.22:19; Пс.102:19-21; Мат.18:10; 22:30; 24:36; Лук.2:13-15). Соответственно, слова Моисея, записанные в Исх.20:11, применимы к ним. Они ясно говорят, что ангелы были сотворены в течение шести дней творения в Быт.1, не ранее и не позднее этих дней.

Третье место, которое проливает свет на время сотворения ангелов, — это Быт.1:1, которое утверждает: «В начале сотворил Бог небо и землю». (Еврейский текст гласит «небеса» [множ. число] и «землю» — в точности то же, что Исх.20:11). Так как в Исх.20:11 говорится, что небеса и земля были созданы в течение шести дней творения, то можно сделать вывод, что процесс сотворения, записанный в Быт.1:1, имел место в течение этих шести дней, не раньше и не позже.

В свете этого, чтение Быт.1:1-5 подталкивает к выводу о том, что эти стихи относятся к первому из шести дней творения. Исходя из этих мест, можно сделать три твердых заключения о времени сотворения ангелов:

1) они были сотворены до сотворения земли (Иов.38:6-7);

2) они были сотворены в течение шести дней творения, не раньше и не позже этих дней (Исх.20:11);

3) Бог сотворил небеса и землю в первый из шести дней творения (Быт.1:1). Таким образом, ангелы были сотворены Богом в первый из шести дней творения, но перед тем, как была сотворена земля, в тот же день.

Интересно отметить порядок слов в формулировке Быт.1:1. Сначала Моисей говорит о небесах, а потом о земле. Из этого следует, что в первый день Бог в первую очередь сотворил небеса. Затем, в этот же день, Он сотворил ангелов, которые населяют небеса. Далее, в тот же день, Он сотворил землю в ее первобытном незаселенном состоянии.

Они личности

Библия говорит о том, что во вселенной живут три различных вида индивидуальных существ: Божественные, ангельские и человеческие. Хотя существа каждого из этих видов обладают некоторыми особенностями, которые отличают их один от другого, все они обладают тремя особенностями личности: разумом, чувствами и волей.

Ангелы и свойства личности

Библия имеет доказательство того, что ангелы обладают свойствами личности.

Разум

Ангелы, Божественные и человеческие существа обладают интеллектом, который намного превосходит интеллект животных. В соответствии с 2Цар.14:20, святые ангелы обладают большой мудростью. Они также могут сообщаться с помощью разумных мыслей, располагая слова в логическом порядке, образуя, таким образом, утверждения (Быт.19:1-2; Мат.1:20-21; 2:13, 19-20; Лук.1:11-20, 26-38).

Когда в Капернаумской синагоге Иисус встретил человека, одержимого бесом, то этот бес, обращаясь к Господу, использовал разумную речь; он обладал знанием, проницательностью и понимал устные приказы (Лук.4:33-35). Из всего этого мы можем установить, что бесы — это падшие злые ангелы.

Хотя ангелы и обладают разумом высокого уровня, они все же не знают всего. Они не знают дня и часа второго пришествия Христа (Мат.24:36).

Они постигают многоразличную премудрость Божию, наблюдая за тем, как Он созидает Церковь (Еф.3:10). Божий труд по спасению грешных людей составляет для них тайну (1Пет.1:9-12).

Чувства

Ангелы наделены эмоциями и испытывают их. Когда они наблюдали за тем, как Бог сотворил землю, они испытывали великую радость (Иов.38:4-7). Сатана как ангел испытает большую ярость, когда во время Великой Скорби он и его падшие ангелы будут сброшены на землю с их небесных сфер (Отк.12:7-12).

Воля

Ап. Павел говорит о людях, которых сатана заключил в «свою волю» (2Тим.2:26). Таким образом, он показал, что сатана, который сам ангел, также имеет волю. В давние времена некоторые ангелы решили восстать против Бога и посредством этого превратились в злых ангелов. Остальные ангелы решили остаться верными Богу и посредством этого остались святыми. Тот факт, что ангелы приняли такое решение, свидетельствует о том, что они имеют волю. Они не служат Богу по принуждению.

В свете этого мы можем заключить, что все ангелы обладают свойствами личности и представляют собой личности.

Они могущественные существа

Ангелы обладают большой силой. Давид написал «благословите Господа все ангелы Его, крепкие силою» (Пс.102:20). Ап. Павел относил термин «сила» или «силы» к ангелам (Еф.2:2; 3:10; 6:12; Кол.1:16), и говорил, что они — «ангелы силы» (2Фес.1:7). Петр указал на то, что ангелы обладают большой «крепостью и силой» (2Пет.2:11). Ап. Иоанн описывал ангелов как существ «сильных» (Отк.5:2; 10:1; 18:21) и имеющих «власть великую» (Отк.18:1).

Библия имеет примеры проявления их большой силы. Например, ангелы имели силу наложить слепоту на людей Содома, не прикасаясь к ним физически (Быт.1:10-11). Ангел закрыл пасти львов для того, чтобы они не могли причинить вреда Даниилу (Дан.6:22). Захария, отец Иоанна Крестителя, за свое неверие был на некоторое время наказан немотою ангелом Гавриилом (Лук.1:19-22). Само присутствие ангела вызвало большое землетрясение (Мат.18:2). Ангел освободил апостолов из заключения, сделав так, чтобы цепи упали с их рук, и двери темницы открылись без использования ключей или физической силы (Деян.5:17-19; 12:1-11). За то, что царь Ирод Агриппа I принял от некоторых своих подчиненных присвоение ему божественной сущности, ангел поразил его неизлечимой болезнью (Дея.13:20-23).

Во время грядущей Великой Скорби ангелы будут подвергать мир наказанию (Отк.8:18). Во время второго пришествия Христа ангелы заберут всех живых неспасенных людей с земли и бросят их в ужасное место суда (Мат.13:37-42; 47-50). Тогда же остаток спасенных иудеев, живущих на земле, будет собран ангелами со всего мира на своей родине (Мат.24:29-31; Ис.27:12-13).

Библия открывает нам, что сила ангелов превосходит силу людей. Апостол Петр говорит о том, что ангелы «превосходят их крепостью и силой» (2Пет.2:11). Павел повелевал христианам: «Наконец, братья мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» и «облекитесь во всеоружие Божие», для того чтобы противостоять атакам злых ангелов (Еф.6:10-18). Таким образом, он подразумевал, что сами по себе смертные христиане не могут даже сравниться с силою злых ангелов. Единственный способ эффективной борьбы с этой превосходящей ангельской силой — это использование постановлений, которые Господь приготовил для верующих.

Таким образом, становится ясно, что существует коренное различие между силой ангелов и силой людей. Ангельскую силу можно классифицировать как сверхъестественную. В противоположность этому, человеческая сила всего лишь естественная. Важно отметить то, что хотя ангельская сила и сверхъестественная, она имеет ограничения. Ангелы не всемогущи.

Библия указывает на то, что один Бог всемогущ, и поэтому ангелы не могут даже сравниться с могуществом триединой Личности. Реальность этого была показана несколькими способами. Бог имеет силу заключить группу ангелов во тьму и удерживать их там до последнего Суда (2Пет.2:4; Суд.6). Он имеет также силу ограничить сатану в его действиях против Иова (Иов.1:8-12; 2:1-6). Христос имел власть изгонять бесов — «падших ангелов», а также заставлять их отправляться, куда Он им приказывал (Мат.9:32-33; Лук.8:26-36).

В конце всей истории существования земли Бог сокрушит последнее восстание сатаны и сбросит сатану в огненное озеро, где он будет постоянно мучим на протяжении вечности (Отк.2:7-10 ср. Мат.25:41). Это самый важный момент, так как известно, что в своем первоначальном святом состоянии сатана был самым могущественным ангелом, сотворенным Богом (Иез.28:11-15). Из того, что даже самый могущественный ангел не может сравниться с силою Бога, становится понятно, что ни один ангел не обладает могуществом, равным Божьему.