Все про уход за автомобилем

Как понять мировоззрение в контакте. Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования

За многими с виду привычными и повседневными словами порой прячутся такие смыслы, которые большинством из нас перестали восприниматься в полном объёме. Любовь, Совесть, Истина, Свобода - за каждым из них у отдельно взятых людей стоит, как правило, своё, зачастую урезанное понимание, а всякие беседы об этом уже философские категории. Но мне бы хотелось заострить внимание на таком понятии, как Мировоззрение. Что это вообще такое, почему формирование правильного мировоззрения так важно для человека и как узнать, что является правильным, а что нет.

Наш мир - объективен. Это значит, что его существование не обусловлено нашими о нём представлениями и знаниями. Вне зависимости от того, появились бы вы на свет или нет, кардинально ничего бы не изменилось, законы физики, математики и природы в целом работали бы абсолютно одинаково. В масштабах вселенной наличие вида человек разумный на планете Земля так же кардинально ничего не меняет, существование звёзд, планет и галактик не наших рук дело и повлиять хоть сколь-нибудь значимо на существование звёздных систем мы не в состоянии. Мы можем лишь изучать эти явления настолько, насколько нам позволяет уровень развития цивилизации. Другими словами - наш мир наделён всей полнотой знаний о самом себе, он объективен и самодостаточен, он именно такой, каким является вне зависимости от наших представлений о нём и никакой другой.

Мировоззрение каждого человека строится из всей совокупности его знаний и представлений об окружающей реальности. Любые факты, теории, законы, алгоритмы, программы, отрасли деятельности и науки, с которыми мы сталкиваемся - это кирпичики, формирующие наши представления о реальности, которая объективна по своей сути. Т.е. мировоззрение - это всего лишь проекция, некий образ объективно существующей реальности в наших головах. Для формирования представлений о мире нам даны пять чувств с определёнными ограниченными спектрами восприятия, а так же разум, который позволяет нам выходить за пределы этих спектров в познании. Сегодня никто не оспаривает существование радиоволн, инфракрасного излучения, радиации, хотя наши чувства не способны их воспринимать. Это результат работы человеческого разума, создавшего вспомогательные приборы и устройства для измерения и использования невоспринимаемых нами, но объективно существующих явлений.

Вопрос правильности мировоззрения состоит в том, насколько соотносится лично ваше представление о мире с тем, каковым он является на самом деле. Это обуславливает качество жизни в целом, независимо от того, задаётесь вы такими вопросами или нет. Критерием же правильности является практика жизни. Многие не желают задумываться о вещах глобальной значимости и охватывать в измышлениях большие категории, но это не значит, что процессы, происходящие в этих категориях не оказывают влияние на конкретно их существование. Во-первых всё взаимосвязано, мир един и целостен. Во-вторых, как говорится, чем больше ложь, тем охотнее в неё верят. Очень часто из-за нежелания подняться выше в своём понимании и посмотреть на проблему/предмет спора/явление с высоты птичьего полёта люди бывают не способны увидеть всей полноты картины, предвидеть последствий своих действий и становятся жертвой масштабного надувательства или просто соучастником неправедного дела в обход собственного сознания.

Какие функции несёт осмысленное формирование мировоззрения. Простой пример. Вы устраиваетесь на новую работу. Для вас там всё новое, вы пока ещё ни с кем не познакомились, вы не знаете, как там всё устроено и заведено, словом ещё не влились в коллектив. По мере пребывания на своём рабочем месте, вы будете всё больше узнавать о структуре компании, о коллективе и взаимоотношениях в нём, построите свои собственные, выработаете какие-то автоматизмы, алгоритмы взаимодействия с сотрудниками и с предметом собственного труда и т.д. и т.п. Чем более детализованнее будет становиться ваше представление о новой работе, тем более эффективно вы начнёте выполнять свои задачи. Большее понимание среды обуславливает бОльшие возможности в принятии собственных решений, даёт способность реагировать на внештатные ситуации и оценивать свои действия и возможности наперёд предвосхищая последствия. Иначе говоря, в целом понимание среды повышает эффективность вашего труда на рабочем месте.

Аналогичный процесс, но длиною в жизнь, можно назвать мировоззренческим становлением. Отличается он от адаптации на новом рабочем месте исключительно своим масштабом и длительностью. Каждый человек способен распознать процесс, периодичностью в один час, день, неделю, месяц. Изменения в рамках подобных процессов происходят быстро, по отношению к длительности жизни человека, и потому видны и осмысляемы. Такие процессы называются высокочастотными. Гораздо сложнее объять и осмыслить так называемые низкочастотные процессы, которые длятся десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. По отношению к человеческой жизни, процесс становления мировоззрения - низкочастотный, потому многими не осмысляется, как важный, а иногда и вообще как существующий.

В рамках планеты, система управления обществом в целом поддерживает алгоритм разобщения всех со всеми. Иногда это называют принципом "разделяй и властвуй". Образовательная система "для всех" не учит нас воспринимать мир единым и целым, а реализует прямо противоположные цели - не дать сформировать единую картину мира. Все предметы и науки изучаются оторванными друг от друга, а разрозненные факты и даты образуют в голове такую бесформенную кашу, что мир нам представляется одной большой лотереей, где всё случайно и непредсказуемо, а цивилизация развивается спонтанно и хаотично, сама собой. В быту мировоззрение, сформированное подобным образом называется "калейдоскопичным" и является абсолютно не состоятельным для полноценной и осознанной жизни в обществе в виду неспособности обладателями такого мировоззрения видеть дальше своего носа. Управление долговременными низкочастотными процессами для них недоступно, т.к. в таком представлении о мире отсутствуют всякие взаимосвязи и закономерности, на основании которых можно было бы вести подобную деятельность.

Альтернативой такому воззрению является "мозаичная" модель миропонимания. Осознание целости и неделимости окружающей нас действительности, где всё обусловлено всем, где каждый процесс является результатом одних и причиной других явлений и действий. Где любая случайность, как правило оказывается непознанной закономерностью. Где кубики, из которых строится наше представление о действительности, образуют единую картину и даже если в какой-то области кубиков-знаний не хватает, то это не меняет картины в целом, а наличие недостающих кубиков сделает уже существующую картину более детализированной.

В этой модели есть так же очень важный нюанс. Мы с вами всего лишь одна из многочисленных форм жизни. Нас уже семь миллиардов, и мы неотъемлемая часть этого единого и целостного мира. Мозаика мировосприятия по определению не может строиться от собственного "Я", поскольку это создаёт противоречие с единством всего и вся, при таком понимании на Земле было бы семь миллиардов разных мозаик, но по факту мы все лишь разноцветные стёклышки одного большого витража. Мы можем только догадываться, что или кто является венцом всего существующего, некая наивысшая форма сознания, от которой по иерархии вниз распространяются все формы жизни во вселенной. Глупо считать, что человек является таковым хотя бы потому, что мы ограничены пятью чувствами, что мы никогда не узнаем, сколько объективно существует на свете явлений, недоступных нашему пониманию.

Невозможно переоценить важность крепости и стройности мировоззрения для человека. Чем больше мы стремимся познавать и узнавать о нашей действительности, чем больше общего наша картина мира имеет с объективной реальностью, тем меньше проблем и противоречий будет поджидать нас на жизненном пути. Образ бытия, как проекция объективной картины мира на плоскость сознания, подразумевает собой плоскую картину. Для более полного представления этой многомерной картины мира следует менять точку зрения, исходные позиции. Если все наши знания не рассыпаны как попало, а взаимосвязаны и упорядочены в единое целое, то при взгляде, скажем, с иных масштабов восприятия, вместо того, чтобы рассыпаться на мелкие составляющие, она только приобретёт новые детали, станет объёмной, интерактивной.

К примеру, мы можем освободиться от многих глобальных капканов и заманух наподобие алкоголя и табака просто взглянув на явление с разных мировоззренческих позиций. Всем доподлинно известно, что это вредно. Но не все осознают, что это яд и уж совсем немногие распознают их, как оружие геноцида, целенаправленно внедрённое в общество циничными владыками мира сего по принципу "разделяй и властвуй" для подрыва генофонда и блокирования личностного потенциала развития каждого из нас, выкашивающее сотни тысяч наших сограждан ежегодно. Три взгляда на явление, вред - яд - оружие геноцида, являются различными по масштабам, но только осознание последнего самого объемлющего по сути взгляда, даёт наиболее полное понимание сути данного явления и целей, которые оно осуществляет. Это лишь один пример. Чем осознаннее и осмысленнее человек подходит к пониманию окружающего мира, тем сложнее становится его обмануть не только по мелочи, но и по крупному.

В век интернета возможности самообразования по истине безграничны. В отличие от телеканалов и газет, где информация проходит массу фильтров, прежде чем попасть на экран или разворот, интернет не имеет главного редактора и информацию можно получать из первых уст. Мы больше не жрём, что дадут, мы свободны выбирать. Учитесь и развивайтесь!

Самое важное в жизни

Знаете, что есть самое важное для нас в нашей жизни? Мало кто отдает себе отчет в том, что это наше мировоззрение. Весь мир находится у нас в голове, поэтому наше мировоззрение - это наше всё. Лишить человека мировоззрения, значит, отобрать у него Вселенную. С потерей мировоззрения мы теряем все свои ценности. Удивительно: большинство людей почти не задумываются о качестве своего мировоззрения.

Жизнь подобна эскалатору, который едет нам навстречу, и если мы не идем вперед, то отбрасывает нас назад. Без движения нет развития . Бездельник тупеет и заплывает жиром, а тот, кто участвует в дебатах и баталиях, приобретает быстрый ум и проворное тело. Все наши достижения начинаются в голове, поэтому мировоззрение, как руководство к действию, определяет наше целенаправленное движение по жизни.

Окружающий мир расставил вокруг нас много ловушек (в этом можно легко убедиться, если, например, пробежаться по улице с закрытыми глазами - как говорится, до первого фонаря). Мы можем обходить препятствия окружающего мира только благодаря адекватному мировоззрению. Неадекватное же мировоззрение заставляет нас ошибаться - спотыкаться и разбивать лбы. Ошибки бывают, полезны (не случайно некоторые автотранспортные предприятия не принимают на работу водителей, которые ни разу не попадали в аварию) - "то, что не убивает меня, делает меня сильнее". То есть, ошибки необходимы и полезны не сами по себе, а потому, что позволяют нам учиться, т.е., расширять адекватное мировоззрение.

Мировоззрение - это вера

Мировоззрение (миросозерцание, миропонимание, мироощущение, кругозор) - это представление о мире, в котором мы живем. Это система убеждений о мире. Проще говоря, мировоззрение - это вера (не путать с более узким смыслом этого слова - религиозностью). Вера в то, что мир такой, каким нам кажется.

Иногда говорят: "без веры жить нельзя", имея в виду религиозную веру. Думаю, однако, что без религиозной веры прожить можно, что доказывают своим существованием атеисты. Но вот без веры, в смысле мировоззрения, жить действительно никак невозможно, т.к. все наши поступки начинаются в голове. В этом смысле все люди - верующие, ибо у всех есть мировоззрение. Неверие - не пустота, а тоже вера: атеисты, не верящие в бога, верят в то, что бога не существует. И сомнение - тоже вера. Пустотой в мировоззрении является не неверие, а незнание.


Мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно

Наша голова напичкана убеждениями о мире - информацией. Достоверной или ложной? Это очень важный вопрос, ответу на который стоит посвятить жизнь и написать книгу. В нашем мировоззрении полно всяких верований и наивно полагать, что все они верны: помимо знаний хватает и мусора - у каждого в голове свои тараканы.

Люди предубеждены в правильности своей веры, иначе ее у них просто не было бы. Поэтому они обычно не склонны ворошить свое мировоззрение. Жить с устоявшейся верой спокойней - не надо лишний раз напрягать мозги. Кроме того, приятней утонуть в пучине грез и сладкой лжи, чем плавать в холодном океане суровой правды. Человек, отказавшийся от своих привычных убеждений, чувствует себя потерянным и незащищенным, как рак-отшельник, утративший раковину. Порой, разубедить человека в его вере - значит, отнять у него святое или смысл жизни.

Люди цепляются за свои воззрения, как правило, не потому, что они истинные, а потому, что они их собственные. Даже от ложных убеждений нелегко отказаться: "ты, конечно, прав, но я всё равно останусь при своем мнении", - нередко твердят упрямцы. Цепляясь за свои несостоятельные убеждения, они тем самым загоняют себя в сети невежества, и беда их в том, что при этом сами они не осознают, что уперлись в тупик.

Если же человек способен легко и без проволочек отрекаться от надуманных верований, значит, он чего-то стоит, ибо тогда у него появляется повод для совершенствования. Будьте готовы к революциям в своих мозгах . Проводить инвентаризацию своей веры так же полезно, как наводить порядок в доме, очищая его от пыли и грязи, ибо мусор в голове не заменит знаний, хотя с ним не скучно.

"Тот, у кого мозги напичканы мусором, находится в
состоянии помешательства. А так как мусор в той
или иной мере присутствует в голове у каждого,
то все мы в разной степени помешанные"
Скилеф


Адекватное мировоззрение
- самый ценный капитал человека. Однако люди, как правило, не особо тщательно заботятся о содержании своих мозгов, поэтому живут не в реальном мире, а в мире своих иллюзий и фантасмагорий. Мало кто задумывается о структуре своего мировоззрения, хотя это важнейший вопрос.

Мировоззрение каждого человека отражает эволюцию человечества

Человечество взрослеет. С каждым поколением оно растет, накапливая знания о мире - нарабатывает культуру. По мере взросления человечества растет и мировоззрение каждого среднестатистического человека. Конечно, на мировоззрение людей, помимо мировой культуры, влияют и другие факторы: местные особенности ("менталитет"), персональные различия (темперамент, воспитание) и прочие. Поэтому мировоззрения разных людей в чем-то похожи, но есть в них и различия.

Вбирая знания о мире, оно тянется к Истине, как стебелёк к Солнцу. Мировоззрение людей во все времена соответствует настроению эпохи, в которой они живут. Сейчас люди уже не те, что были до Нашей Эры - то были дети, а сейчас подростки. И даже, несмотря на то, что у многих современных людей в головах присутствует дремучее средневековье - полно суеверий - тем не менее, их представление о мире во многом превосходит мировоззрение первобытных дикарей или древних египтян. И по сравнению со средневековыми учеными каждый современный оболтус - гений.


Пирамида адекватного мировоззрения

У каждого человека своё мировоззрение. Люди отличаются друг от друга не только физиономиями, но и содержанием мозгов. Но структура адекватного человеческого мировоззрения, его каркас, имеет одну и ту же многоэтажную форму для всех трезвомыслящих людей.

Наше мировоззрение - система убеждений о мире, в котором мы живем - представляет собой иерархическую структуру информации, похожую на многоуровневую пирамиду. На каждом уровне пирамиды мировоззрения располагаются убеждения, имеющие различную силу нашего доверия - от очевидных до сомнительных. Каждый следующий возвышающийся уровень убеждений опирается на предыдущие уровни - вырастает из них. В упрощенном виде пирамиду мировоззрения можно представить в виде трех уровней, базирующихся на фундаменте:

3

теории

2 - очевидная

информация из

опыта других людей

=================

1 -убеждения из нашего опыта

=======================

ФУНДАМЕНТ : Главная Аксиома Жизни

Пройдемся по этажам пирамиды снизу доверху:

Фундаментом пирамиды мировоззрения служит Главная Аксиома Жизни (ГАЖ) - вера в существование объективного мира вокруг нас, выраженная формулой:

Вселенная = "Я" + "не Я" .

Хоть и нельзя доказать или опровергнуть наличие мира вокруг нас, тем не менее, мы принимаем ГАЖ на веру и водружаем на нее все остальные убеждения пирамиды мировоззрения.

Первый уровень нашего мировоззрения содержит убеждения, полученные непосредственно из нашего личного опыта . Это основной и самый многочисленный уровень наших убеждений - на нем располагается огромное количество очевидных и простых знаний о мире. Данный уровень самый древний и во многом совпадает с представлениями о мире людей давних эпох. Он содержит самые необходимые для жизни знания и так же важен для человека, как умение ходить и размышлять.

Здесь находится понимание трех фундаментальных категорий бытия: материи, пространства и времени и их четвертой производной - движения . Также на этом уровне лежат примерно такие наши бесспорные убеждения: я - человек; вокруг меня существуют другие люди, животные, растения и т.д.; стол - твердый; стекло - прозрачное; огурцы съедобны; гвозди ржавеют; сосульки тают; птицы умеют летать; люди могут врать и ошибаться, но иногда говорят правду; гаишники иногда машут полосатыми палками и прочие .

Убеждения первого уровня пирамиды мировоззрения рождались в нашей голове из нашей практики с самого раннего детства, когда мы начинали познавать мир, причем, многие из них подтверждались практикой неоднократно. Поэтому они являются самыми твердыми. Мы практически никогда не ставим их под сомнение, ибо наши органы чувств - самые надежные источники информации в мире .

Благодаря убеждению, что другие люди подобны нам и могут говорить правду , из первого уровня мировоззрения вырастает второй.

Второй уровень содержит очевидную информацию , подтвержденную опытом других людей. Например, некоторые люди, как мне кажется, знают из своего опыта, что в мировом океане живут киты; я же верю в эту информацию.

Если мы хотим иметь больше знаний о мире, то не можем опираться, лишь на свой опыт, но также должны доверять другим людям, у которых другой опыт и которые могут нам поведать о нем. Так распространяется культура в обществе. Обмениваясь опытом, люди обогащают мировоззрение друг друга. Именно в доверии другим людям состоит полезная функция образования, формирующего второй (а также третий) уровень нашего мировоззрения. В целях эффективного познания мира полезней прочитать книгу исследователя, который потратил свою жизнь на изучение некоторых явлений, чем самому всю жизнь изучать эти явления.

Второй уровень мировоззрения моложе первого и у людей стал активно формироваться с появлением речи, когда они научились обмениваться информацией более точно и тонко, нежели при помощи жестов и нечленораздельных криков. Затем он неоднократно убыстрял темпы роста в связи с появлением письменности, книгопечатания, средств массовой информации и прочих достижений.

На этом уровне нашего мировоззрения могут находиться примерно следующие убеждения: кобра ядовита; пингвины обитают в Антарктиде; на Северном Полюсе холодней, чем в Африке; Италия имеет форму сапога (космонавты не дадут соврать); Германия воевала с Советским Союзом; археологи находят в земле предметы, именуемые костями динозавров; железо при нагревании плавится, нефть добывают из недр Земли, бензин из нефти и т.д .

Информация, находящаяся на данном уровне, подтверждена многочисленными свидетельствами других людей, и для нас практически так же очевидна, как и факты первого уровня. Иногда мы сами убеждаемся в ней на практике, и тогда она переходит со второго уровня нашего мировоззрения на первый.

Однако сюда может затесаться и неочевидная информация: рассказы о снежном человеке, лох-несском динозавре, о привидениях или инопланетянах: "вдруг меня схватили пришельцы и затащили в НЛО". Данные свидетельства сомнительны, поскольку утверждаются лишь немногими "очевидцами", противоречат фундаментальным научным концепциям, а также подкрепляются убеждением, что другие люди могут врать и ошибаться .

Третий уровень - Теории . Это высший уровень нашего мировоззрения, т.к. теории - более сложные сооружения, включающие в себя кирпичики информации из предыдущих уровней. Как правило, чтобы открыть стоящую теорию, требуется ум гения, а чтобы ее развить - наблюдения, размышления и дискуссии исследователей разных поколений. Именно благодаря овладению достоверными теориями человек умеет конструировать ракеты, транслировать информацию в любую точку планеты, а также систематически увеличивает среднюю продолжительность своей жизни.

Здесь обычно располагаются: Теории: вероятностей, Относительности, Эволюции, Большого взрыва, глобального потепления, раздельного питания; постулат диетологии: чем больше жрешь и меньше двигаешься, тем, как правило, толще слой жировой клетчатки; религиозные убеждения, астрология, теория заговоров, вера в духов, оккультные учения, а также заезженные лозунги: "нервные клетки не восстанавливаются", "соль и сахар - белая смерть", "СПИД - чума XX века" и прочие - всё это здесь, на третьем уровне.

Следует заметить, что третий уровень - самый захламленный. Помимо верных концепций здесь много мусора - суеверий, предрассудков, недоказуемых доктрин и ошибочных гипотез, которые внедряются в мировоззрение людей ввиду их легковерия и недостатка знаний. Многие теории надуманы, непроверенны и не доказаны. Кроме того, часто люди склонны сами себе выдумывать нереальные убеждения, в которые им хочется верить. И они забывают, что недостоверные теории, хоть даже и очень красивые, не возносят человека, а сажают в лужу . Тараканы в голове в основном обитают на верхних этажах пирамиды мировоззрения.

Мы рассмотрели так называемые фактические мировоззренческие убеждения, т.е., отражающие объективный мир. Также в нашем мировоззрении присутствуют оценочные убеждения, которые пронизывают все уровни нашей пирамиды снизу доверху и отражают наше отношение к фактам окружающего мира. "Мы живем в бесцветном мире, который раскрашиваем сами" (Скилеф ). Оценки делают мир цветным. Оценки субъективны.

Мы живем в бесцветном мире,
который раскрашиваем сами

Скилеф

Оценки

Знаете, почему люди любят, ненавидят, спорят между собой и в чем причина всех войн человечества? Как оказалось, всё дело в оценках.

Все человеческие радости, горести, разногласия и проблемы произрастают из оценок, находящихся в головах людей. Человек счастлив или несчастен не от самой жизни, а оттого, как он ее оценивает. Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям. Оценки делают бесцветный мир ярким, толкают людей на поступки и заставляют их делать выбор. А т.к. всю свою жизнь мы только тем и занимаемся, что постоянно делаем выбор, то наши оценки - источник жизненного движения.

Оценки присутствуют в нашем мировоззрении наряду с фактической информацией. Оценки (мнения, точки зрения, вкусы) - это убеждения, отражающие наше отношение к фактам. И если фактические убеждения нашего мировоззрения отражают объективный мир (например, понятие "слон"), то оценки существуют, лишь в голове (слон плохой).

Наши оценки исходят из глубины нашей личности - их порождают инстинкты, шлифуют эмоции и утверждает разум. Оценки формируются человеческими потребностями, поэтому характеризуются категориями: выгодно-невыгодно, польза-вред, нравится-не нравится. В общем, человеческие оценки обычно отражают интересы людей.

Как правило, оценки измеряются шкалой "хорошо-плохо". Скажем, если сотрудник требует повышения зарплаты, значит, он считает, что это хорошо; начальник же обычно против, т.к. для него эти лишние траты - плохо.

Оценки характеризуются категориями "добро" и "зло" (например, герой, злодей). Либо отражают относительные величины (большой, сильный, много, быстро, горячо). В речи оценки часто выражаются именами прилагательными: красивый, убогий, чудесный, обычный, приятный, вульгарный, замечательный, представительный и т.д. Такие понятия, как: праведник, грешник, молодец, дурень, подвиг, разврат - выражают оценки. Фактическая информация тоже может принимать оценочные оттенки: приперся (всё-таки пришел), свалил (наконец-то ушел), скочурился (слава Богу помер). Многие жаргонные термины (круто, стремно, кайф, отстой), ругательные слова (подлец, мерзавец, сволочь, дрянь) - оценки. И матерные слова, обычно, тоже выражают оценки (no comment).

Преступный произвол, справедливое возмездие, огромный вред, худшие опасения, наилучшее благоприятствование - оценки. Понятия: добро, зло, справедливость, великодушие - оценочные понятия. Разные жизненные принципы, моральные устои, заповеди и кодексы чести - всё это оценочные системы, которые субъективны и могут отличаться как у отдельных людей, так и у целых народов. Например, в нашем обществе принято считать, что убивать - плохо, а некоторые туземцы с Андаманских островов считают, что съесть своего врага - здорово.

Оценки находятся в голове человека, а не за ее пределами. Оценки у каждого свои, совпадают у единомышленников и отличаются у оппозиционеров.

Против фактов, как говорится, не попрешь, а вот по поводу оценок люди готовы спорить всю свою жизнь, чем они и любят заниматься. Когда люди противопоставляют свои личные оценки друг другу, тогда начинаются конфликты - споры, скандалы, драки и войны. Ведь, то, что выгодно одному, может вредить другому.

Мировоззрение человека - это совокупность взглядов, оценок, образных представлений и принципов, которые в совокупности отражают видение человека этого мира и определяют его место в нем. Жизненные позиции - тоже важная составляющая мировоззрения, по которой зачастую легче всего определить, к какому типу оно относится.

Сформированное и осознанное отношение к миру придает жизни целенаправленный и осмысленный характер, поэтому мировоззрение важно для каждого человека. Изучением этого явления занимаются философы и культурологи, которые и дали классификацию мировоззрению. В этой статье мы рассмотрим самую распространенную, однако нужно учесть, что существуют и другие классификации.

Основные типы мировоззрения

В первую очередь отметим, что термин впервые был озвучен Кантом, однако он не отличал данное понятие от миросозерцания. То значение, которое принято сегодня, ввел Шеллинг.

Классификация мировоззрения зависит от нескольких факторов: во-первых, большое значение играет происхождение той ценностной системы, которой придерживается человек (например, для выделения религиозного мировоззрения это важный определяющий фактор). Во-вторых, большую роль в определении играет индивида. В-третьих, важное значение имеет то, насколько осведомлен человек об окружающих его процессах.

Исходя из этого, разные ученые выделяют две классификации:

  1. Мифологическое, философское, социально-политическое, естественнонаучное и религиозное мировоззрения.
  2. Мировоззрение повседневного опыта, мифологическое и эстетическое.

Таким образом, распространенность разных типов мировоззрения связана с уровнем развития общества.

Мировоззрение – важная часть жизни человека. Как разумное существо он должен иметь свои мысли, взгляды, идеи, совершать поступки и уметь анализировать их. В чём суть этого понятия? Какова его структура и типология?

Человек – существо разумное, живущее осознанно. Ему присуща мыслительная деятельность и чувственное восприятие. Он способен ставить цели и находить средства для их реализации. А значит, он обладает определённым мировоззрением. Данное понятие многогранное, состоит из нескольких важных определений.

Мировоззрение — это:

  • система взглядов человека на реальный, объективный мир;
  • отношение разумного существа к окружающей действительности и к собственному «Я»;
  • жизненная позиция , убеждения, идеалы, манера поведения, морально-этические ценности и понятие нравственности, духовный мир личности, принципы познания и применения опыта, связанные с восприятием среды и общества.

Определение и выработка мировоззрения предполагает изучение и восприятие только тех взглядов и представлений, которые имеют предельное обобщение.

Субъектами данного понятия являются личность, индивид, и социальная группа, общество. Показателем зрелости обоих субъектов становится сформированность устойчивого, непоколебимого взгляда на вещи, который напрямую зависит от материальных условий и общественного бытия, с которыми связан человек.

Уровни

Человеческая индивидуальность не может быть одинаковой. А значит и мировоззрение различно. Оно связано с несколькими уровнями самосознания.

Структура его состоит ряда важных компонентов, имеющих свои характеристики.

  1. Первый уровень — обыденное мировоззрение. На нём находится большинство людей, поскольку это есть система взглядов, которые основаны на здравом смысле, жизненном опыте и человеческих инстинктах.
  2. Второй уровень – профессиональное. Им обладают люди, занятые в определённой сфере научной и практической деятельности. Оно возникает в результате получения знаний и опыта в конкретной области науки, политики, творчества. Мысли и идеи человека, возникающие на данном уровне, носят просветительский характер и способны воздействовать, передаваться другим людям. Таким мировоззрением обладали многие философы, писатели, общественные деятели.
  3. Третий уровень – наивысшая точка развития – теоретическое (философия). На этом уровне создаётся, изучается, анализируется и критикуется структура и типология взглядов человека на мир и самого себя. Специфика данного уровня такова, что до него доходили особо выдающиеся личности, теоретики философской науки.

Структура

В структуре видения мира выделяются более конкретные уровни:

  • элементный : компоненты мировоззрения объединяются и реализуются в обыденном сознании;
  • концептуальный : основа – мировоззренческие проблемы – концепции;
  • методологический : понятия и принципы, которые составляют центр, ядро мировоззрения.
Компоненты мировоззрения Характерные черты Виды и формы
Знания Объединённый круг сведений об окружающем мире, необходимый индивиду для успешной ориентации в нём. Это первейшая составляющая любого мировоззрения. Чем шире круг знаний, тем серьёзнее жизненная позиция человека.
  • научные,
  • профессиональные,
  • практические.
Чувства (эмоции) Субъективная реакция человека на внешние раздражители. Она проявляется в различных психологических состояниях.
  • положительные, позитивные (радость, удовольствие, счастье и др.)
  • отрицательные, негативные (печаль, горе, страх, неуверенность и др.)
  • нравственные (долг, ответственность и.др.)
Ценности Личное отношение человека к тому, что происходит вокруг него. Они воспринимаются через призму собственных целей, потребностей, интересов и понимания смысла жизни.
  • значимые – степень интенсивности отношения к чему-либо (что-то трогает больше, иное меньше);
  • полезные – практическая необходимость (кров, одежда, средства к добыче благ, в том числе знания, умения и навыки)
  • вредные – негативное отношение к чему-либо (загрязнение окружающей среды, убийство, насилие и др.)
Поступки Практическое, поведенческое проявление собственных взглядов и идей.
  • положительные, приносящие пользу и порождающие хорошее отношение окружающих (помощь, благотворительность, спасение и др.);
  • отрицательные, вредные, несущие страдания и негативизм (военные действия, насилие и др.)
Убеждения Личные или общественные взгляды, которые принимаются другими людьми безооговорочно или в результате сомнений. Это единство знаний и воли. Это двигатель масс и основа жизни для особенно убеждённых людей.
  • твёрдые, не поддающиеся сомнениям, истина;
  • волевые, способные воодушевить, поднять на борьбу.
Характер Набор личных качеств, способствующих формированию и развитию мировоззрения
  • воля – способность к самостоятельным осознанным действиям (постановка цели, её достижение, планирование, выбор средств и т.д.)
  • вера – степень практического осознания самого себя (уверенность/ неуверенность), расположения к другим людям (доверие, доверчивость);
  • сомнения – самокритичность в зависимости от каких-либо знаний или ценностей. Сомневающийся человек всегда самостоятелен в своем мировоззрении. Фанатичное принятие чужих взглядов переходит в догматизм, полное их отрицание – в нигилизм, переход от одной крайности к другой вырастает в скептицизм.

Данные структурные компоненты имеют свои особенности. По ним можно судить, насколько сложным и противоречивым оказывается убеждения человека, пытающегося соединить знания, чувства, ценности, поступки, собственные черты характера, идущие извне.

Типы

В зависимости от уровня развития системы взглядов человека и особенностей его индивидуального восприятия окружающего мира выделяют следующие типы мировоззрения:

  1. Обыденное (житейское) возникает в условиях привычной повседневной жизни. Обычно оно передаётся от остаршего поколения к младшему, от взрослых к детям. Данный тип характеризуется чёткостью позиции и представлениями о самом себе и окружающем: людях и среде. С раннего возраста индивид осознаёт, какое бывает солнце, небо, вода, утро, добро и зло, и т.п.
  2. Мифологическое подразумевает наличие неопределённости, отсутствие разделения между субъективным и объективным. Человек познаёт мир через известное ему в силу бытия. В данном типе мировоззрение обеспечивало взаимодействие поколений через мифические связи прошлого и будущего. Миф становился реальностью, с ним сверяли собственные взгляды и поступки.
  3. Религиозное – одно из самых сильных и действенных типов, связанное с верой в сверхъестесственные силы, которые управляют волей, познаниями, нравственными и физическими действиями людей.
  4. Научное состоит из конкретных, рациональных, фактических мыслей, идей, лишённых субъективизна. Данный тип наиболее реалистичен, аргументирован и точен.
  5. Философское включает в себя теоретические понятия и категории, которые опираются на научные знания и обоснования природных, общественных и личных явлений в соответствии с логикой и объективной реальностью. Философия, или «любовь к мудрости» содержит высший смысл научного постижения мира и бескорыстное служение истине.
  6. Гуманистическое стоит на фундаментальных принципах гуманизма – человечности, которые гласят, что:

  • человек – наивысшая мировая ценность;
  • каждый человек – самодостаточная личность;
  • каждый человек имеет неограниченные возможности для собственного развития, роста и проявления творческих способностей;
  • каждый человек способен изменить себя, свой характер;
  • каждая личность способна к саморазвитию и положительному воздействию на окружающих.

В любом типе мировоззрения главным является человек, его отношение к самому себе и окружающему миру.

Несмотря на некоторые различия, функции каждого типа направлены на то, чтобы человек менялся и становился лучше, чтобы его мысли и идеи не вредили ни ему, ни тем, кто находится с ним рядом.

Какую роль играет видение мира в жизни человека

Человек за свою жизнь проходит разные этапы. Становление личности проходит в постоянных поисках и сомнениях, противоречиях и обретениях истины. Если человек действительно заинтересован в собственном развитии и хочет достичь высшей точки познания, он должен выработать свою личную жизненную позицию, основанную на собственном мировоззрении.

Личные взгляды могут объединять различные точки зрения и идеи. Их трансформация позволяет человеку становиться личностью, индивидуальностью.

Видео: Мировоззрение

Условно все типы мировоззрения делят на две группы: социально-исторические типы и экзистенциально – личные.

Уже было описано ранее. Стоит лишь освежить память: мировоззрение – это совокупность понятий, убеждений, ценностей о жизни, о самом человеке, о его положении в жизни.

Типы мировоззрения и жизненные цели

От того, каким мы мировоззрением пользуемся – такие ставим соответственные жизненные (), и, соответственно, согласно типу нашего представления о мире – выбираем способ реализации такой цели.

Несчастные и неудачные люди обычно цель берут из одного контекста мировоззрения, а путь к ней с другого. У счастливых и успешных людей — цель и путь к ней находятся в одной системе координат (в одном контексте их мировоззрения).

Типы мировоззрения, исторически-социальные

Формировались в хронологическом порядке. Очень хорошо понять в чем отличие – зная историю всего человечества. От каменного века до наших дней. В каждый период времени отражались те принципы, что лежали в каждом из этих типов мировоззрения.

Еще один любопытный факт: человечество развивалось — и развивалось его мышление, менялось мировоззрение. И точно такое же происходит с развитием ребенка. Т.е, по сути, каждый человек — взрослея, развивает свое мировоззрение выбирая соответственные цели.

Архаический тип мировоззрения

Это раннее представления человечества о мире, о самом человеке в нем

Характеризуется тем, что не отделены в нем друг от друга реализм и фантазия. Эти два понятия слились в образе ранних верований: анимизма, фетишизма, тотеизма. Нет четкого деления от своего «Я» и окружающего мира. Как такого понимания «Душа» вовсе не существует. В то же время: все живое наделено жизнью, как и человек: от камня до солнца.

Жизненные цели формируются не осознанно: это угодить себе и другим одушевленным существам (жертвоприношение, ритуалы, идолы ….)

Мифологический тип мировоззрения

На этом витке истории происходит четкое отделения «себя» от окружающего мира. А если есть «Я», значит есть «Он» , у которого поступки, помысли могут не совпадать с моими. Изо таких взглядов происходит уже конфронтация (противостояние).

Это эра культов и пантеонов богов. Как сама жизнь полна конфронтацией и конкуренций за место под солнцем, так и рождаются мифы, о точно таком же противостоянии между богами.

Жизненные цели приобретают уже более четкую структуру и осмысленность: быть с Сильными мира сего, иметь власть… добиться благосклонности определенного бога или человека…

Религиозный

Еще большее деление мира. Что есть мир этот и мир тот . Появляются понятия души, духа и тела. Богу божье, кесарю кесарево.

Появляется понятие вера – в невидимое, без критического анализа в последнее. Общее для всех религий идеи: о сотворении Богом мира, о концепций добра и зла, о следствии не выполняя тех или иных правил поведения.

Жизненные цели – согласно концепции веры, которую исповедует человек – «правильные» в ее понимании поступки и помыслы.

Философский тип мировоззрения

При увеличении знаний о самом человеке и о окружающим его мире – происходит коллапс (критическая масса), когда нужно эти знания переосмыслить. Так и образуются различные школы философии.

Если переосмысленные знания в контексте такой школы – то полагают, что философия та же, но – развивается… Если же противоречие со старой школой – очевидны, образуется новое философское течение.

Жизненные цели в этом контексте – это личностный рост, саморазвитие, самоактуализация, поиск истины …

Экспоненциально-личностные типы мировоззрения

Формируется согласно взрослению самого человека. От некритического, не отделения себя от мамы до подросткового экзистенциального кризиса… плюс накладываются внешняя среда влияния.

В основе мировоззрения каждого человека лежит собирательный образ со многих типов мировоззрений. Это может быть как гармоничная комбинация философии, веры и традиций, так и без особой критики воспринимаются различные мировоззренческие законы, как аксиомы.

Возьмите раннее описанные типы – смешайте что-то из низ в кучу, вот вам и будет современный человек такой человек.

Цели будут разные в зависимости от того, какая концепция мировоззрении доминирует… Происходит самое интересное: когда цели в одной плоскости, а пути к ним в другой…

Догматический

Догма – не критическое, но осознанное следование правилам и законом, согласно какому-то мировоззрению.

Следование к целям — согласно догмам и правилам.

Рефлекторный

Рефлексы – подсознательное следование каким-то правилам. Если в догмах разум еще принимает участие, в рефлексии – это следование принципам и правилам без участия сознания, рефлекторно, импульсивно.

В целее положении рефлексия играет не заметную но, иногда, весьма существенную роль.

Правильный выбор цели, согласно типа мировоззрения

Многие понятия из перечисленных типов крепко вплелись в наше сознание.

Некоторые примеры — раньше и сейчас.

Архаичный тип: раньше — откровенное поклонение идолам (все живое), сейчас — фенички, бусики, талисманчики…. приносящие удачу, концепция многих нью — «вселенная живая»…

Мифологический тип мировоззрения: раньше — поклонение пантеону богов: Зевесу, Велесу, Ирису…, сейчас — от челлинга (получение сакральных знаний от неземных форм бытия) до влияние звезд, понятий судьбы и кармы, неявных и тонких миров.

Если у человека ничего не получается — не получается достичь успеха, вот ответ, почему так происходит: выбор цели не из своего типа мировоззрения.

Дело в том, что изменить свое зрение на мир довольно сложно, а вот выбрать правильную соответствующую типу мировоззрению, цель довольно просто. Только своя цель принесет ! От чужих, не своих, целей вы будете — только несчастны…

Успехов вам, и правильно выбранных целей!