Все про уход за автомобилем

Классный час на тему первая помощь. Конспект классного часа «Оказание первой помощи в природных условиях

Классный час.

Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях. Общие советы и рекомендации .

Цели занятия:

Образовательная:

    Обеспечить усвоение основных правил оказания первой помощи пострадавшим.

Развивающая: Развитие аналитического мышления и самостоятельной деятельности обучающихся.

Воспитательная: Воспитать бережное отношение к жизни человека, сострадание и соучастие.

Ход занятия.

1.Постановка темы беседы.

Представьте вы стали случайным очевидцем происшествия, какие ваши действия?

Предположите, на какую тему будет наша беседа?

Сегодня мы поговорим об оказании первой помощи при травмах и несчастных случаях, об общих советах и рекомендациях. Цель нашего занятия - познакомимся с основными видами травм и научимся оказывать первую помощь при травмах. Несмотря на то, что вы еще не достаточно взрослые, вы должны быть соучастными к чужой беде.
Когда с нами случается беда, очень часто мы зависим от того, кто в этот момент находится с нами рядом. Постарай­ся запомнить, как необходимо поступить в различных ситу­ациях, когда может потребоваться твоя помощь. И совсем не исключено, что эти знания когда-нибудь помогут тебе
спасти чью-то жизнь.

Если произошёл несчастный случай с тобой или с тем, кто находится с тобой рядом, конечно же, самое лучшее, что ты можешь сделать, - вызвать скорую медицинскую помощь или позвать кого-нибудь из взрослых. Но если слу­чилось так, что поблизости из взрослых никого нет, тогда
тебе придётся оказать первую помощь самостоятельно. Гlомни - главное: все твои действия должны быть обдуманными, быстрыми и спокойными. Слайд 5-6

2.Работа над темой занятия.

Сначала запомни несколько общих рекомендаций:
первым делом обязательно сообщи кому-либо из взрос­лых о несчастном случае;
если нужно - кричи, громко зови на помощь;
как можно скорее вызови скорую медицинскую помощь
сам или попроси об этом кого-нибудь;
если в результате несчастного случая человек потерял сознание - не пытайся перемещать его: это может ухуд­шить его состояние. Пострадавшему лучше всего лежать на спине так, чтобы ноги были немного выше, чем туловище. Его голова должна оставаться слегка запрокинутой;
чтобы помочь пострадавшему легче дышать, расстегни его воротник, развяжи галстук, ослабь туго затянутый пояс.

Порезы и ссадины.
Промой ранку чистой проточной водой с мылом. Удали загрязнения с помощью ваты, салфетки или туалетной бу­маги.

Неглубокие порезы и ссадины обработай раствором йода, спирта или перекисью водорода. Обязательно нало­жи на место пореза бактерицидный пластырь.
Даже неглубокие ранки могут сильно кровоточить. Не пугайся, даже если тебе кажется, что крови очень много. Из большинства порезов кровь идёт несколько минут. Кро­вотечение легко остановить, сильно прижав к ране чистый носовой платок. Надавливай на ранку несколько минут, не отпуская.
Если рана большая и глубокая, нужно закрыть её чис­той повязкой, носовым платком или полотенцем и обратить­ся к врачу - может быть, понадобится накладывать швы.
Не забывай, что если даже в самую маленькую ранку попадёт грязь, может начаться серьёзное воспаление.

Ушибы.
При падениях или ударах можно получить различные ушибы. При лёгких ушибах происходит подкожное крово­излияние и на коже появляются синяки. Обыкновенный синяк (синего или даже чёрного цвета) проходит за несколько недель. Сначала он постепенно желтеет, а потом исчеза­ет совсем. При сильном ушибе на коже появляется взду­тие - гематома.
Если ушиб лёгкий, то облегчить боль и предотвратить образование синяка можно, наложив ватный тампон, смо­ченный в растворе перекиси водорода.
Если после ушиба гематома увеличивается, сильно при­жми ладонь к месту ушиба и продолжай надавливать на ушибленное место 10-15 минут.
Приложи лёд или холодный компресс к месту ушиба ­- это поможет остановить подкожное кровотечение. Лёд мож­но держать не более 15 минут, чтобы не вызвать переохлаж­дение кожи.
Если гематома не прошла через несколько дней после ушиба и до неё больно дотрагиваться, необходимо обра­титься к врачу.
При ушибах конечностей (рук или ног) необходимо сразу уменьшить приток крови к ним, подняв руку или ногу вверх.

Ожоги.

Ожоги могут появиться на отдельных участках кожи пос­ле длительного пребывания на солнце. Ожоги можно по­лучить при неосторожном обращении с огнём, С различны­ми химическими веществами, с электрическими прибора­ми. Можно обвариться кипящей жидкостью или паром. Даже
самые незначительные ожоги очень болезненны, вызыва­ют покраснение и отёк кожи.
Место ожога необходимо охладить под струёй воды.
С несильными ожогами - ожогами первой степени ­ не обязательно обращаться к врачу. Чтобы обожжённая кожа не слишком пересохла, её нужно смазать специальной ма­зью или растительным маслом. Возникшие на месте ожога пузыри нельзя трогать. Если их необходимо вскрыть, то
лучше обратиться к врачу - в пузырь, вскрытый неправиль­но, может попасть инфекция.
Ожоги второй степени затрагивают не только кожу, но и подкожные ткани. Получившего такой ожог необходимо госпитализировать. До приезда врача пострадавшего нуж­но поместить в холодную ванну на 10-15 минут. Затем обо­жжённый участок, ничем не смазывая, накрыть чистой сал­феткой, носовым платком, марлей или полотенцем.
Ожоги третьей степени - очень тяжёлые. Первая по­мощь должна быть такой же, как и при ожоге первой степе­ни. Сначала надо подставить обожжённое место под холод­ную проточную воду. Если к этому месту прилипла одежда, не пытайся снять её самостоятельно. Человеку, получив­шему такой ожог, необходимо много пить, чтобы у него не было шока. И ни в коем случае не смазывай место ожо­га никакими мазями! Ожоги третьей степени опасны для жизни - пострадавшего необходимо как можно скорее до­ ставить в больницу.
При ожогах глаз необходимо широко открыть их и про­мывать под струёй холодной проточной воды в течение не­ скольких минут. Затем нужно немедленно обратиться к врачу.

Поражение электрическим током.
Не дотрагивайся до человека, поражённого электриче­ским током до тех пор, пока он находится в контакте с элек­тричеством. Если ты прикоснёшься к нему, то и сам полу­чишь удар током.
Если несчастье случилось в помещении, немедленно выключи электричество.
Если электрический провод всё ещё соприкасается с телом пострадавшего, возьми сухую палку или деревянную рукоятку швабры и её концом отбрось от него провод.
Вызови врача скорой медицинской помощи - пораже­ние электрическим током может иметь очень тяжёлые по­следствия.

Если КТО-ТО тонет.

Увидев тонущего человека, громко позови на помощь.
Самостоятельно оказывать помощь тонущему челове­ку можно только в том случае, если ты умеешь хорошо пла­вать и обучен технике спасания. Помни, что утопающий цепко хватается за всё, что находится рядом с ним, и мо­жет утащить тебя под воду.
При спасении утопающего подплывать к нему следует сзади. Ilравильнее всего хватать его за волосы или подмышки. Переверни утопающего вверх лицом и плыви к бе­регу, не давая ему схватить себя.
После того как утопающий вытащен на берег, необхо­димо. прежде всего удалить попавшую в его дыхательные пути воду, освободить полость рта от водорослей и не до­пустить переохлаждения. Сними с пострадавшего мокрую одежду, укрой его одеялом, полотенцем или сухой одеж­дой. Разотри его конечности сухими руками.
Вызови врача скорой помощи.

Попадание ИНОРОДНЫХ тел в глаза, УШИ ИЛИ НОС.
Инородные тела - это всё, что не принадлежит твоему телу. В глаза, уши и нос могут попасть частички пыли, оскол­ки стекла и другие мелкие предметы.
Если инородное тело попало в глаз, нельзя тереть глаза пальцами или пытаться вынуть его кончиком носового плат­ка - можно повредить нежную оболочку глазного яблока.
Нельзя использовать вату и острые предметы.
Попытайся, оттянув веко, промыть глаз под струёй чи­стой воды.
Если инородное тело попало в глаз и его не удаётся вынуть самостоятельно более двух часов, необходимо об­ратиться к врачу-травматологу. Нельзя оставлять инород­ное тело в глазу на ночь - может возникнуть сильное вос­паление, которое потом придётся долго лечить.
При попадании в глаза химического вещества постра­давший может ощущать жжение в глазах, слезотечение, боль, отёчность век и даже ослабление зрения. Если в глаза попало химическое вещество, их надо промывать большим количеством чистой воды 30 минут. Для этого пострадавшему необходимо наклониться над сосудом с водой и промывать глаза, открывая и закрывая их.
Иногда инородные тела попадают в нос. Маленькие дети часто засовывают в ноздри - неизвестно зачем ­ мелкие предметы, или же случайно в нос залетит какая­ – нибудь мошка. Нельзя извлекать инородное тело при по­ мощи каких-либо предметов - можно протолкнуть его ещё глубже. Самый простой способ удалить инородное тело из ноздри - заставить человека сильно чихнуть (напри­мер, пощекотать внутри другой ноздри травинкой или по­нюхать молотый перец).Кровотечение из носа.
Кровотечение из носа, вызванное ударом, ушибом или пе­регревом, обычно прекращается уже через несколько минут. Помни, что человек, у которого идёт из носа кровь, должен находиться в положении сидя.

Если кровотечение не прекращается, выполни такие не­ сложные действия:
ноздрю, из которой идёт кровь, плотно заткни ватным тампоном. Если под рукой не окажется ваты, используй для этого бумажную салфетку или кусок туалетной бумаги;
после того как ватный тампон введён в ноздрю, плот­но зажми нос пальцами и держи в таком положении не менее 10 минут!
на переносицу желательно положить кусочек льда или мокрый носовой платок;
чтобы кровь не затекала в гортань, голову нужно слег­ка наклонить вперёд;

После остановки кровотечения ватный тампон следует оставить в носу ещё на несколько часов;
если кровотечение не удаётся остановить, обратись в травматологический пункт или вызови врача скорой помощи.

Укусы насекомых .
Чаще всего людей кусают комары, клещи, осы и пчёлы. В момент укуса жалящих насекомых (ос или пчёл) возникает жгучая боль, а вскоре на месте укуса появляется отёк. Такие укусы очень опасны для людей, склонных к аллергии. Но если тебя покусали обыкновенные комары, Паниковать
не стоит. И хотя места комариных укусов сильно чешутся и даже болят, в большинстве случаев такие укусы не опасны. Что же делать, если тебя покусали насекомые?
Не расчёсывай место укуса. При расчёсывании в ранку может попасть инфекция.
Если тебя ужалила оса или пчела, нужно обязательно извлечь оставшийся кончик жала.
Если аллергия на укусы насекомых, необходимо срочно вызвать скорую помощь или в течение получаса доставить пострадавшего в больницу.
При укусе клеща необходимо как можно скорее промыть место укуса водой с мылом и капнуть сверху скипидаром. От этого клещ либо погибнет, либо выползет наружу. Мож­но смазать место укуса вазелином или растительным мас­лом.
Обязательно обратись к врачу, если тебя укусил клещ!

Укусы животных .
Любое животное, с которым общается человек, может его укусить. Такое поведение животного может быть вызвано разными причинами: может быть, животное чем-то напуга­но, рассержено или его не вовремя потревожили. Вряд ли кому-нибудь придёт в голову дразнить крупных хищников, но даже укус маленькой белочки может быть опасным ­, у этих зверьков бывает бешенство, да и просто через укус они могут занести инфекцию в кровь. По этой причине обя­зательно сообщай взрослым, если какое-либо животное. Все любят собак, поэтому дети и взрослые бывают уку­шенными чаще всего именно этими животными. И не всегда кусаются бездомные и злобные собаки.
Обычно детей кусают вполне дружелюбные домашние!

Запомни!
Нельзя игнорировать даже самые незначительные укусы!­
Не стремись к немедленной остановке кровотечения, так как кровотечение способствует выведению слюны животного!­
В течение 10-15 минут промывай ранку проточной во­дой!
Несколько раз обработай большой участок кожи вокруг места укуса дезинфицирующим раствором (спиртовой ра­створ йода, спирт, раствор марганцовки).
Забинтуй обработанную ранку стерильным бинтом.
Обязательно сообщи о происшествии родителям или взрослым.
Собаку, которая тебя укусила, желательно найти и убе­диться, что она не больна бешенством. Бешенство - опас­ное заболевание, которым может заразиться человек.
Ты обязательно должен показаться врачу - даже в том случае, если укусившая тебя собака совершенно здорова.

Обморожение.

Меры, которые следует принимать при обморожении:
пострадавшего необходимо доставить в тёплое - но не жарко натопленное - помещение;
согревать пострадавшего надо постепенно. Ему необ­ходимо есть тёплую пищу и пить тёплые напитки - это по­может повысить общую температуру его тела;
обмороженные части тела нельзя массировать или рас­тирать снегом, так как при этом усиливается охлаждение, а льдинки ранят кожу, что способствует занесению инфекции;
нельзя помещать обмороженные участки тела ни под горячую, ни под холодную воду;
если кожа на обмороженном участке тела потрескалась, нужно наложить на неё чистую повязку;
если обмороженные участки тела сильно болят, мож­но принять болеутоляющие таблетки;
если самочувствие пострадавшего не улучшается, сле­дует вызвать врача.

Тепловой удар.
Наш организм защищает себя от жары - происходит силь­ное потоотделение. Вот почему в жаркую погоду мы всегда потеем. Но когда человек долго находится на солнце, интенсивное потоотделение выводит из его организма слишком много соли и жидкости, а это приводит к перегреву и повышению температуры тела. Сильный перегрев на солнце на­зывается тепловым ударом. Больше всего тепловым ударам подвержены дети и люди пожилого возраста.
Вот как можно помочь человеку, получившему тепловой удар - пострадавшего необходимо перенести в прохладное место или в помещение;
чтобы снизить температуру тела, пострадавшего жела­тельно поместить в ванну с прохладной водой, а затем за­ вернуть в холодную влажную простыню. Также можно охла­дить его мокрыми полотенцами. Прежде всего, необходи­мо охлаждать голову и область сердца;
пострадавшего следует уложить в постель, дать ему много прохладного питья или какую-либо солёную еду - ведь с сильными потовыми выделениями из его организма вы­ шло много соли. Можно выпить полстакана подсоленной воды (одна чайная ложка на литр воды);
если получивший тепловой удар потерял сознание, необходимо вызвать скорую медицинскую помощь.

3.Рефлексия (разбор ситуаций по выбору учителя)

Какие бывают травмы?

Какие основные правила запомнили?

Нарисуйте листовку – памятку на тему «Оказание первой помощи при травмах и несчастных случаях»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа д. Кебячево

Муниципальный район Аургазинский район РБ

Классный час:

«Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Организовал и проводил

учитель физической культуры

Фёдоров В.М.

Кебячево- 2013

Оказание первой помощи при несчастных случаях.

Цель: учить детей при необходимости самим оказывать себе помощь. Научить оказывать первую помощь при порезах, ссадинах, ушибах.

Оборудование: марлевая повязка, йод, компресс, лед, мыло, стакан с водой.

Ход занятия.

Учитель: Почему надо знать и беречь свое тело? Что необходимо делать, если у вас возникла проблема со здоровьем? В каких случаях вы обратитесь к взрослому? К врачу?

Основная часть. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вы все знаете этого замечательного героя. Каждый раз с ним случаются разные неприятности. Как вы думаете, почему?

На доску вывешиваются три иллюстрации:

    Незнайка порезался.

    Незнайка оборвал коленку.

    У Незнайки на лбу шишка.

А вы попадали в подобные ситуации? Какую первую помощь необходимо себе оказать?

Сегодня на занятии мы обсудим правила оказания первой помощи при ссадинах, порезах и ушибах.

Открытие детьми нового

Ссадины и порезы

Правила:

    Промой рану чистой проточной водой с мылом.

    Если кровь идет очень сильно, зажми пораженный участок пальцами, используя кусок марли или чистой носовой платок. Надавливай им на рану, не отпуская.

    Если рана глубокая, нужно закрыть ее повязкой и отправиться в ближайшую поликлинику.

    Не лей в рану йод, спирт и другие лекарства: они могут вызвать химический ожог.

Ушибы

Учитель: Иногда после падения на коже появляются синяк. Это ни что иное, как кровоизлияние в кожу или подкожные ткани. Часто синяки проходят быстро и незаметно. Но иногда кровоизлияние бывает довольно сильным и приводит к появлению на коже большого вздутия- гематомы. В этом случае лучше сразу обратиться к врачу. Но если такой возможности, нужно уметь оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

Правила:

    Приложить лед к месту ушиба. При этом нельзя держать лед более 10-15 минут, так как это может вызвать ожог кожи.

    Лед можно заменить холодными компрессами.

    Приложить ладонь к месту ушиба и надавливать на ушибленное место 10-15 минут.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель предлагает детям несколько предметов: марлевую повязку, йод, компресс, лед, мыло, стакан с водой.

Учитель: Какие из предметов вы выберете для оказания медицинской помощи? Объясните свой выбор.

После ответов детей учитель подводит итог занятия.

Какими правилами оказания первой помощи вы воспользуетесь при ссадинах, порезах и ушибах?

В каком случае необходимо обратиться к врачу?

Классный час: «Что ребятам надо знать что бы травмы избежать!»

Цель: Снижение и предупреждение травматизма в школе среди учащихся.

Задачи: Повторение и закрепление правил жизнебезопасности на дорогах, в школе, в быту.

Повторение и закрепление навыков оказания первой медицинской помощи при ожогах, ссадинах, переломах и других несчастных случаях .

1 Орг. момент.

Дети сидят за партами.

Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, слушайте мои слова и мысленно рисуйте себе картины, которые будут ассоциироваться с этими словами. Солнце. Весна. Мир. Улыбка. Добро. Дружба.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучу?

С таким настроением надо каждый день приходить в школу. И все будет в школе в полном порядке если вы будете соблюдать правила поведения. Вы их не забыли? Давайте проверим!

Я начну, а вы продолжите;

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

На математике считают,

На перемене … (отдыхают)

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).

Но иногда дети забывают эти правила и тогда случаются травмы. Об этом мы сегодня и поговорим.

2 Беседа по картинкам

1 ведущий: Травматология – важная наука!

2 ведущий: Что это такое?

Это что за, штука?

1 ведущий: На картинки посмотрите

И спасибо им скажите,

Изучайте, уважайте,

Травматизм не допускайте.

(ученики делят картинки на две группы: дети поступают правильно - дети поступают неправильно)

2 ведущий: Тем, кто правила не знает,

Тем, кто их не соблюдает,

Мы расскажем и покажем

Сказку “Волк и семеро козлят”-

Старая сказка на новый лад.

1 ведущий: Непростая сказка эта –

В ней и шутка и намек.

В нашей сказке спрятан где-то

Добрым молодцам урок.

3 Инсценировка сказки.

Коза сидит на лавочке около домика, перематывает клубок ниток. Два козленка сидят рядом и разговаривают, два козлика бодаются, трое играют в догонялки. (Звучит музыка)

Коза: Семь козлят у меня: Вот она моя семья. Как зовут, я их скажу, По порядку расскажу: Вот Умейка – он умелый, Вот Бодайко – очень смелый, Вот Дразнилка, вот Топтушка, Вот Мазилка, вот Болтушка. У меня одна дочушка, Очень любит поболтать, Не умеет помолчать. У меня один козленок – Непоседа, постреленок. Больше всех его люблю, Малышом его зову. (Козлята садятся на лавочку у домика, и коза обращается к ним.)

Коза: На базар иду я снова,

Чтоб купить вам всем обновы.

Не случилось, чтобы лиха,

Посидите вы тут тихо.

Чур, огнем не баловаться,

Не толкаться, не бодаться!

Козлята: Не волнуйся, мамочка,

Будет все в порядке!

(Коза берет корзину и уходит. Козлята выходят из домика, играют в догонялки, поют песенку)

1 коз. Электричество проверить

Мы сегодня захотели.

Вилку сунули в розетку

И об этом пожалели.

2 коз. Я со стула вдруг упала,

Громко плакать начала,

У меня рука сломалась,

Вот так травма, вот беда!

3 коз. Что за грохот, что за шум?

Стены все качаются!

Здесь Мазилка и Дразнилка

Дерутся и бодаются.

4 коз. В коробке спят сестрички -

Это маленькие спички.

Сейчас огонь мы разведем

И играть с тобой начнем!

(Волк стучится. Ему резко открывают. Он входит, потирая лоб.)

Волк: Нет, нет! Нельзя играть с огнем!

5 коз. Коли волк бы не глазел

В скважину замочную,

То на лбу бы не имел

Шишку крупноблочную.

Волк: Неужели вам не ясно?

Травматизм – всегда опасно!

Все больные здесь и я!

Всем в лечебницу пора!

(Козлята с волком отправляются в лечебницу)

4 Работа в группах

Учитель: Какие травмы получили козлята и почему? (Вывешиваются плакаты: переломы, ушибы, ссадины, термические ожоги, электрические ожоги)

Где дети могут получить такие травмы?

Вы знаете какую первую медицинскую помощь необходимо оказать при данных травмах?

Сейчас проверим!

Работа в группах. (Определите последовательность оказания помощи)

Молодцы! Но давайте вернемся к сказке, ведь она еще не закончилась.

А вот и коза возвращается с базара.

Появляется коза

Коза: Всем обновки я купила,

Никого не позабыла!

Вы к окошку подойдите,

На подарки посмотрите.

Быстро, время не теряйте,

Все обновки примеряйте!

(Ищет козлят. Плачет)

Ой, беда, козлята где?

Не видать козлят нигде!

Ворон: Недалеко я летал,

Все видал, все видал.

А козлята твои все

В медлечебнице уже!

Коза: Волк-волчок, отдай мне деток,

Ненаглядных малолеток.

Очень я прошу тебя,

Съешь тогда уж и меня!

Не могу я жить без них,

Моих деток дорогих.

Волк: Ты газеты не читаешь,

Про охрану здоровья не знаешь.

За здоровьем я слежу,

И в лечебнице служу.

Чтоб мамашей доброй зваться,

С детьми нужно заниматься.

Коза:

Это я не занимаюсь?

Это мало я стараюсь?

Порядок дома навожу,

Целый день варю, стираю,

Подметаю, прибираю.

Минутки нет, чтоб отдохнуть,

Ночью некогда вздремнуть.

Я кормлю их очень вкусно,

Что попросят – все куплю.

Обуваю, одеваю,

Только этим и живу.

С базара я иду опять,

Вот корзина не поднять!

Все обновки для ребят–

Дорогих моих козлят.

Волк: В этом вся твоя печаль?

Мне твоих козляток жаль!

Слезы, чтоб потом не лить,

Правила жизнебезопасности

Всем надо повторить!

5 Стихи о правилах жизнебезопасности.

Звонит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно,

Ждёт тебя другой урок –

Будь готов к нему, дружок!

В коридоре мы должны

Держаться правой стороны,

К тому же, я считаю лично,

Кричать в школе неприлично!

По школе ты ходи спокойно,

По классу тоже не беги,

Всегда веди себя достойно,

Своё здоровье береги!

В нашей школе каждый класс

Знает точно свой этаж.

А кто об этом забывает

И бегает по лестницам,

Очень быстро попадает

С гипсами в лечебницы.

Ни в коем случае нельзя

Играть на мостовой –

В больницу можешь ты попасть,

А не к себе домой.

С крыши видно далеко,

Но упасть с нее легко.

И должно быть ясно:

Лезть туда опасно.

Каждый знает гражданин

Людям свет необходим.

Но запомните друзья!

С током нам играть нельзя!

Интересно, что там в свертке?

Ты его не вздумай брать!

Взрослым о своей находке

Должен сразу рассказать.

Осторожнее, ребята!

В свертке может быть граната.

Кто-нибудь коснется – и она взорвется.

Дома ты один остался

Кто-то начал в дверь стучать.

Ты не вздумай открывать!

На цепочку дверь закрой,

Может, к вам стучит чужой.

Учитель:

Ребята, кто из вас знает эти правила - поднимите руку!

А кто выполняет эти правила?

Ребята, вы внимательно смотрели сказку и слушали правила жизнебезопасности. Тогда вы легко ответите на мои вопросы:

Почему опасно толкаться и драться?

– Почему опасно играть со спичками?

– Что нужно сделать, чтобы уменьшить гематому?

– Ты пролил на себя горячий чай, что надо сделать в первую очередь?

– Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

Молодцы!

Вы показали мне и гостям, что знаете не только причины получения травм, но и последовательность оказания первой помощи. И в заключении послушайте еще раз

что необходимо делать, если вдруг стряслась беда?

1 вед: Если вдруг стряслась беда,

Помощь вызови тогда.

Быстро номер набери.

2 вед: Если что-то вдруг случится,

Ты сумеешь дозвониться:

Адрес точный назови

И на помощь позови.

1 вед: Ведь не зря сегодня мы вам

Сказку показали.

2 вед: Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

Первая помощь пострадавшим при ожогах.

1 . (Если это пожар, то нужно загасить пламя и немедленно вынести пострадавшего.)

2 Осмотр пострадавшего. (Если имеет место ожог жидкостью - необходимо быстро удалить одежду с области ожога.)

5 Следить за состоянием пострадавшего и не оставлять одного. (Чтобы избежать осложнений при лечении, первым делом нужно быстро охладить обожженный участок кожи. Сделать это можно погрузив конечность в холодную воду или приложить охлаждающую грелку.)

Оказание первой помощи при ударе электрическим током.

1 Устранение поражающего фактора. (Результат можно достичь отключением источника тока, либо отведением источника воздействия от пострадавшего. Сделать это нужно верёвкой либо палкой, причем необходимо, чтобы в том или в другом случае эти предметы были сухими. Нельзя касаться пострадавшего, находящегося под действием тока руками.)

2 Осмотр пострадавшего. (Внешние повреждения необходимо закрыть стерильной повязкой.)

3 Выяснение состояние пострадавшего. (Необходимо узнать, как себя чувствует больной.)

5 Следить за состоянием пострадавшего и не оставлять одного. (Чтобы избежать осложнений при лечении, можно дать пострадавшему болеутоляющие либо успокаивающие средства.)

Главное при оказании помощи при переломе:

1 Ни в коем случае нельзя трогать и вправлять повреждения конечностей самостоятельно.

2 Выяснение состояние пострадавшего. (Необходимо узнать, как себя чувствует больной.)

3 Сообщить учителю или вызвать скорую помощь.

4 Обеспечить пострадавшему удобное, в зависимости от ситуации положение. Полный покой и неподвижность пострадавшего и места перелома костей.

5 Следить за состоянием пострадавшего и до прибытия скорой помощи не оставлять одного. (Чтобы избежать осложнений при лечении, необходимо предпринять меры для устранения шокового состояния и обморока пострадавшего.)

Оказание первой помощи при ушибах.

1 Осмотр пострадавшего.

4 Чтобы избежать осложнений при лечении, нужно приложить холодную повязку или охлаждающую грелку к месту ушиба. (При необходимости использовать нашатырный спирт.)

5 Следить за состоянием пострадавшего и до прибытия врача или скорой помощи не оставлять одного.

Оказание первой помощи при ссадинах.

1 Осмотр пострадавшего.

2 Выяснение состояние пострадавшего. Необходимо узнать, как себя чувствует больной.

3 Сообщить учителю. Вызвать при необходимости врача или скорую помощь.

4 очистить рану перекисью водорода и обработать йодом или зеленкой. (При необходимости использовать нашатырный спирт.)

5 Следить за состоянием пострадавшего и не оставлять одного.

оказание первой помощи при термических ожогах

устранение поражающего фактора

сообщить учителю или вызвать скорую помощь

осмотр пострадавшего

первая помощь при ударе электрическим током

следить за состоянием пострадавшего, не оставлять его одного

устранение поражающего фактора

выяснение состояния пострадавшего

сообщить учителю или вызвать скорую помощь

осмотр пострадавшего

оказание первой помощи при переломах

обеспечить пострадавшему удобное положение и неподвижность места перелома

сообщить учителю или вызвать скорую помощь

следить за состоянием пострадавшего, не оставлять его одного

ни в коем случае нельзя трогать и вправлять повреждения конечностей самостоятельно

выяснение состояния пострадавшего

оказание первой помощи при ушибах

сообщить учителю или вызвать скорую помощь

следить за состоянием пострадавшего, не оставлять его одного

приложить холодную повязку или охлаждающую грелку к месту ушиба

осмотр пострадавшего

выяснение состояния пострадавшего

оказание первой помощи при ссадинах

сообщить учителю или вызвать скорую помощь

очистить рану перекисью водорода и обработать йодом или зеленкой

следить за состоянием пострадавшего, не оставлять его одного

осмотр пострадавшего

выяснение состояния пострадавшего

Классный час «Походная аптечка – надежный друг. Оказание первой помощи».

5-6 класс.

Цели: расширить круг знаний и умений обучающихся по оказанию первой медицинской помощи, воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью, профилактика травматизма.

Оргмомент.

    Актуализация знаний. Ребята, если вы едете куда-то, идете в поход, какие вещи вам будут нужны? А что нужно взять с собой на случай болезни или травмы? (аптечку с лекарствами).

    Практическое задание в группах. Напишите список того, что должно быть в вашей аптечке.

(перевязочный материал: бинт стерильный и нестерильный, лейкопластырь бактерицидный, вата, йод, зеленка, перекись водорода, раствор марганцовки, кровоостанавливающий жгут, активированный уголь, жаропонижающие средства, термометр, сердечные средства, нашатырный спирт, регидрон, валидол, обезболивающие средства).

    Вопрос. Какие виды травм вы знаете? Где и как их можно получить? (ссадины, порезы, ушибы, вывих, перелом, отморожение, солнечный или тепловой удар, отравление, ожог, удар током, укусы насекомых или змей).

    Практическое задание. Вам предложена ситуация с травмой. Выберите, какие действия нужно совершать при данной травме, а какие нет. Для выполнения этого задания на доску учитель вывешивает карточки с написанными на них действиями. Ученик, выполняющий данное задание, должен убрать лишние карточки, пояснив, почему при данном виде травмы нельзя выполнять эти действия.

А) ссадина, порез.

Нужно: промыть рану чистой водой, обработать перекисью водорода, йодом, зеленкой, наложить повязку или пластырь.

Нельзя: обрабатывать рану крепким раствором марганцовки, это может вызвать ожог тканей кожи.

Б) отморожение.

Нужно: дать теплое питье, укутать отмороженные участки ватой и марлей, полиэтиленом, укутать шарфами, платками и др., согревать медленно, постепенно.

Нельзя: растирать отмороженные участки кожи, согревать быстро.

В) укус пчелы.

Нужно: удалить жало, приложить к ранке холод, дать противоаллергические препараты.

Нельзя: использовать для охлаждения сырую землю, песок или глину.

Г) тепловой или солнечный удар.

Нужно: смочить лицо холодной водой, уложить в тень, дать пить подсоленную воду.

Нельзя: протирать лицо нашатырным спиртом.

Д) удар током.

Нужно: освободить пострадавшего от действия электрического тока, сделать искусственное дыхание, вызвать скорую помощь

Нельзя: трогать пострадавшего голыми руками, наносить лекарства на места ожогов током.

Е) перелом, вывих.

Нужно: зафиксировать конечность, наложить шину, дать обезболивающее.

Нельзя: проверять подвижность костных обломков, вправлять вывих или перелом.

    Стадия рефлексии.

Что нового вы узнали на уроке? Было ли вам интересно? Для чего нужны нам полученные сегодня сведения?

промыть рану чистой водой

обработать перекисью водорода, йодом, зеленкой, наложить повязку или пластырь

обрабатывать рану крепким раствором марганцовки

дать теплое питье

укутывать отмороженные участки ватой, марлей, полиэтиленом, шарфами, платками

согревать медленно, постепенно.

растирать отмороженные участки кожи

согревать быстро

удалить жало

приложить к ранке холод

дать препараты от аллергии

использовать для охлаждения сырую землю, песок или глину

смочить лицо холодной водой

уложить в тень

давать пить подсоленную воду

протирать лицо нашатырным спиртом

освободить пострадавшего от действия тока

делать искусственное дыхание

вызвать скорую помощь

трогать пострадавшего голыми руками

нанести лекарства на места ожогов током

зафиксировать конечность

наложить шину

дать обезболивающее

проверить подвижность костных обломков

вправить вывих или перелом

Классный час на тему: Основы безопасности

Беседа-диалог «Оказание первой помощи при несчастных случаях»

Цель:

Информирование учащихся об основных способах оказания первой домедицинской помощи для приобретения навыков выживания в экстремальных условиях.

Ход классного часа

Информация для классного руководителя.

Первая помощь при ранениях

Раной называется повреждение, при котором нарушается целостность кожных покровов, слизистых оболочек, а иногда и глубоких тканей. Раны могут быть огнестрельными, резаными, рублеными, колотыми, ушибленными, рваными, укушенными.

На все раны накладывают стерильные повязки, представляющие собой перевязочный материал, которым закрывают рану. Процесс наложения повязки на рану называется перевязкой. Повязка состоит из двух частей: внутренней, которая соприкасается с раной, и наружной, которая закрепляет и удерживает повязку на ране. В качестве перевязочного материала применяются марля, вата, лигнин, косынки. Оказывающий помощь при ранениях должен вымыть руки или смазать пальцы настойкой йода. Прикасаться к самой ране, а также к той части повязки, которая должна быть наложена непосредственно на рану даже вымытыми руками не допускается. Для перевязки можно использовать чистый носовой платок, чистую ткань и т. п. Накладывать вату непосредственно на рану нельзя. Если не требуется давящая повязка, то рану бинтуют не очень туго, чтобы не нарушить кровообращение, и не слабо, чтобы повязка не спадала.

Первая помощь при кровотечениях

Кровотечения могут быть наружными и внутренними. Среди наружных кровотечений чаще всего бывают кровотечения из ран; капиллярное, венозное, артериальное, смешанное.

В зависимости от вида кровотечения и имеющихся при оказании первой помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку. Временная остановка наружного артериального кровотечения достигается путем прижатия поврежденных сосудов к кости пальцами, наложением жгута или закрутки, фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе. Временная остановка наружного, венозного и капиллярного кровотечения проводится путем наложения давящей стерильной повязки на рану и придания поврежденной части тела приподнятого положения по отношению к туловищу. Окончательная остановка артериального, а в ряде случаев и венозного кровотечения проводится при хирургической обработке ран. Самый доступный и быстрый способ временной остановки артериального кровотечения — прижатие артерии выше места ее повреждения пальцами. Наложение жгута (закрутки) — основной способ временной остановки кровотечения при повреждении крупных артериальных сосудов конечностей. Жгут накладывают выше места кровотечения, ближе к ране, на одежду или мягкую подкладку из бинта, чтобы не прищемить кожу. Его накладывают с такой силой, чтобы остановить кровотечение. Время наложения жгута с указанием даты и времени (часа и минут) отмечают в записке, которую подкладывают на виду под ход жгута. Жгут на конечности следует держать не более 1,5—2,0 часов во избежание омертвения конечности ниже места наложения жгута.

Первая помощь при переломах

Переломы могут быть закрытыми, открытыми. При закрытых переломах не нарушается целостность кожных покровов, при открытых — в месте перелома имеется рана. Наиболее опасны открытые переломы. Различают переломы без смещения и со смещением костных отломков.

Основным правилом оказания первой помощи как при открытом переломе (после остановки кровотечения и наложения стерильной повязки), так и при закрытом переломе является иммобилизация (создание покоя) поврежденной конечности, для чего используются готовые шины, а также подручные материалы: палки, доски, линейки, куски фанеры и т. п. При закрытом переломе шину накладывают поверх одежды. К месту травмы необходимо прикладывать «холод» (резиновый пузырь со льдом, снегом, холодной водой, холодные примочки и т. п.) для уменьшения боли.

При переломе конечностей шины накладывают так, чтобы обеспечить неподвижность по крайней мере двух суставов — одного выше, другого ниже места перелома, а при переломе крупных костей — даже трех. Фиксируют шину бинтом, косынкой, поясным ремнем и т. п.

При переломе костей черепа пострадавшего необходимо уложить на спину, на голову наложить тугую повязку (при наличии раны — стерильную) и положить «холод», обеспечить полный покой до прибытия врача.

При повреждении позвоночника осторожно, не поднимая пострадавшего, подсунуть под его спину широкую доску, дверь, снятую с петель, или повернуть пострадавшего лицом вниз и строго следить, чтобы при переворачивании его туловище не прогибалось во избежание повреждения спинного мозга.

При переломе костей таза под спину пострадавшего подсунуть широкую доску, уложить его в положение «лягушка», т. е. согнуть его ноги в коленях и развести в стороны, а стопы сдвинуть вместе, под колени подложить валик из одежды.

При переломе ключицы положить в подмышечную впадину с поврежденной стороны небольшой комок ваты, прибинтовать к туловищу руку, согнутую в локте под прямым углом, подвесить руку к шее косынкой или бинтом.

При переломе ребер необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

Первая помощь при ушибах

При ушибах к месту ушиба нужно приложить «холод», а затем наложить тугую повязку. Не следует смазывать ушибленное место настойкой йода, растирать и накладывать согревающий компресс. При сильных ушибах груди или живота могут быть повреждены внутренние органы: легкие, печень, селезенка, почки, что сопровождается сильными болями и нередко внутренним кровотечением. В этом случае необходимо на место ушиба положить «холод» и срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Первая помощь при вывихах

При вывихах, оказывая первую помощь, не нужно, пытаться вправить вывих, это обязанность врача. При вывихах в суставах создают покой путем иммобилизации конечностей. При вывихах в крупных суставах — тазобедренном, коленном, плечевом, а также в межпозвонковых суставах рекомендуется ввести пострадавшему противоболевое средство. При вывихах в межпозвонковых суставах пострадавшего можно транспортировать только лежа на спине на твердом щите.

Первая помощь при ожогах

Ожоги бывают термические и химические. По глубине поражения все ожоги делятся на 4 степени: первая — покраснение и отек кожи; вторая — водяные пузыри; третья — омертвление поверхностных и глубоких слоев кожи; четвертая — обугливание кожи, поражение мышц, сухожилий и костей.

При оказании пострадавшему первой помощи при термических ожогах во избежание заражения нельзя касаться обожженных участков кожи или смазывать их мазями, жирами, маслами, вазелином, присыпать питьевой содой, крахмалом и т. п. Нельзя вскрывать пузыри, удалять приставшие к обожженному месту смолистые вещества. При небольших по площади ожогах первой и второй степеней нужно наложить на обожженный участок кожи стерильную повязку. При тяжелых и обширных ожогах пострадавшего необходимо завернуть в чистую простыню или ткань, не раздевая его, укрыть потеплее, напоить теплым чаем и создать покой до прибытия врача. Обожженное лицо необходимо закрыть стерильной марлей.

При химических ожогах глубина повреждения тканей в значительной степени зависит от длительности воздействия химического вещества. Пораженное место необходимо сразу же промыть большим количеством проточной холодной воды из-под крана в течение 15—20 минут. Если кислота или щелочь попали на кожу через одежду, то сначала надо смыть ее водой с одежды, после чего промыть кожу. После промывания водой пораженное место необходимо обработать соответствующими нейтрализующими с растворами, используемыми в виде примочек (повязок). При ожоге кислотой делаются примочки (повязки) раствором питьевой соды (одна чайная ложка соды на стакан воды). При ожоге кожи щелочью делаются примочки (повязки) раствором борной кислоты (одна чайная ложка на стакан воды) или слабым раствором уксусной кислоты (одна чайная ложка столового уксуса на стакан воды).

Первая помощь при отморожениях

Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры называется отморожением. Первая помощь заключается в немедленном согревании пострадавшего, особенно отмороженной части тела, восстановлении в ней кровообращения. Наиболее эффективно и безопасно это достигается, если отмороженную конечность поместить в теплую ванну с температурой воды 20°С. За 20—30 минут температуру воды постепенно увеличивают до 40°С. После ванны (согревания) поврежденные участки необходимо высушить (протереть), закрыть стерильной повязкой и тепло укрыть. Нельзя смазывать их жиром и мазями. Отмороженные участки тела нельзя растирать снегом, так как при этом усиливается охлаждение, а льдинки ранят кожу, что способствует инфицированию (заражению) зоны отморожения. Нельзя растирать отмороженные места также варежкой, суконкой, носовым платком. Можно производить массаж чистыми руками, начиная от периферии к туловищу. При отморожении ограниченных участков тела (нос, уши) их можно согревать с помощью тепла рук. Большое значение при оказании первой помощи имеют мероприятия по общему согреванию пострадавшего. Ему дают горячие кофе, чай, молоко. В зависимости от глубины поражения тканей различают степени отморожения: легкую (1 степень), средней тяжести (2 степень), тяжелую (3 степень) и крайне тяжелую (4 степень). Если еще не наступили изменения в тканях, то отмороженные участки протирают спиртом, одеколоном и осторожно растирают ватным тампоном или вымытыми сухими руками до покраснения кожи. В тех случаях, когда у пострадавшего имеются изменения в тканях, характерные для 2, 3 и 4 степеней отморожения, поврежденные участки протирают спиртом и накладывают стерильную повязку.

Первая помощь при поражениях электрическим током

Электрический ток производит на организм человека термическое, электролитическое, биологическое и механическое (динамическое) воздействие, в результате чего человек может получить травмы, которые условно разделяются на местные, общие и смешанные. Легкие поражения электрическим током характеризуются кратковременным обморочным состоянием. В тяжелых случаях наступают потеря сознания, ослабление дыхания и сердечной деятельности. Смерть может наступить в момент действия электрического тока и после прекращения его действия.

Первоочередным мероприятием при оказании первой помощи пострадавшему является освобождение его от действия электрического тока. После этого пораженного в бессознательном состоянии укладывают на спину, расстегивают воротник рубашки, ослабляют поясной ремень, дают понюхать нашатырный спирт. При остановке дыхания и сердечной деятельности необходимо сделать искусственное дыхание и провести непрямой массаж сердца. На пораженные электрическим током участки тела при возникновении ожога накладывают стерильные повязки.

Первая помощь при тепловом или солнечном ударе

При длительном перегреве происходит прилив крови к мозгу, в результате чего у человека может возникнуть тяжелое заболевание: солнечный или тепловой удар. Пострадавший чувствует внезапную слабость, головную боль, головокружение, может возникнуть рвота, его дыхание становится поверхностным, учащается пульс до 150—170 ударов в минуту, температура тела может повышаться до 40—41°С, возникают покраснение, а иногда бледность кожных покровов лица, обильное потоотделение, шаткая походка.

Первая помощь заключается в следующем: пострадавшего необходимо вывести (вынести) из жаркого помещения или удалить с солнцепека в тень, прохладное помещение, обеспечив приток свежего воздуха. Его следует уложить так, чтобы голова была выше туловища, расстегнуть одежду, стесняющую дыхание, положить на голову лед или делать холодные примочки, смочить грудь холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт. Если пострадавший в сознании, нужно дать ему выпить 15— 30 капель настойки валерианы на 1/3 стакана воды. При потере сознания растирают виски нашатырным спиртом, при остановке дыхания необходимо немедленно делать искусственное дыхание пострадавшему, при прекращении сердечной деятельности — непрямой массаж сердца и срочно вызвать врача.

Первая помощь при утоплении

Утопление наступает при заполнении дыхательных путей водой. Вода поступает в бронхи и легкие, прекращается дыхание, развивается острое кислородное голодание и наступает остановка сердечной деятельности. Необходимо как можно раньше извлечь пострадавшего из воды.

При оказании первой помощи пострадавшего необходимо раздеть до пояса, тщательно очистить рот и нос от ила, тины и слизи, положить животом на высокий валик или на свое колено, после чего, надавливая на грудную клетку, удалить воду из легких и желудка. Затем приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца. При восстановлении дыхания и сердечной деятельности пострадавшего необходимо согреть, напоить горячим чаем и доставить в медицинское учреждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Приходилось ли вам попадать в ситуацию, в которой необходимо было оказывать первую домедицинскую помощь?

2. Перечислите виды оказания первой домедицинской помощи. Все ли виды перечислены в сегодняшней беседе?

3. Со всеми ли способами оказания первой домедицинской помощи, описанными в сегодняшней беседе, вы согласны?

Мини-итоги классного часа.