Все про уход за автомобилем

Легендарный танец Саломеи: миф или реальность, отражение в искусстве. «Иродиада над отрубленной головой Иоанна Крестителя, поддерживаемой Саломеей» (история картины) Смерть саломеи дочь иродиады

Иродиада (ок.15 до н.э. — после 39 н.э.) — внучка Ирода Великого от его сына Аристовула.

С её именем связывают казнь Иоанна Крестителя.

Согласно историку Иосифу Флавию, она была замужем за своим дядей Иродом Филиппом I и имела от него дочь Саломею, а потом вступила в сожительство с другим своим дядей, Иродом Антипой.

В текстах Нового Завета Иродиада упоминается как жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Филиппа. Даже в то время, с точки зрения иудейской религии, да и вообще моральных норм, браки между родственниками крайне не одобрялись, а кровосмешение считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка.

Иродиада была жестокой, коварной, алчной, развращенной и непомерно гордой женщиной. Исследуя ее жизнь, даже предвзятые к Библии историки, не могут найти ничего хоть сколько-нибудь положительного в ней. Даже среди весьма развращенного высшего общества того времени ее фигура заметно выделяется в отрицательном смысле. С юных лет она мечтала о царской короне любой ценой. Злая Иродиада таила злобу на пророка Иоанна за то, что он, не боясь, говорил о ее порочности. Желая погубить его, она оказала влияние на Ирода, чтобы он заключил в темницу Предтечу. И вот Иродиаде представился случай погубить Иоанна Крестителя.


В одну из ночей 28 года по Р.Х. дворец Ирода Антипы горел огнями. Двор отмечал день рождения правителя, пир продолжался уже за полночь, когда пьяный тетрарх пожелал, чтобы перед его гостями танцевала искусная в этом Саломея, его падчерица, дочь Иродиады. Воспитанная своей развращенной матерью, юная Саломея не постеснялась исполнить неприличный сладострастный танец в обнаженном виде. Отчим, увидев восторг гостей, пообещал ей любую награду, какую только она пожелает, вплоть до половины своего царства!


Танец Саломеи

«Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, И послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф.14:8-11). Соломее тогда было не более 15-16 лет.



Обезглавливание Иоанна Крестителя (Караваджо. 1608)

Подговорив свою дочь Соломею попросить голову Иоанна Крестителя, Иродиада вынесла себе и дочери вечный приговор. Что же постигло Ирода, Иродиаду и Саломею после такого злодеяния?

Своими интригами Иродиада навлекла бедствие на Ирода Антипу и была сослана вместе с ним в ссылку в Галлию. Неимоверно жестокая и порочная Иродиада закончила свою жизнь в бедности и безызвестности. Гордую внучку Ирода Великого постигло именно то, чего она боялась более всего. Но эту свою участь она избрала себе сама, когда через Саломею отдала приказ убить Иоанна Крестителя, чем вынесла себе приговор.

А Саломея в дальнейшем «вышла замуж за трахонского тетрарха Филиппа, сына Ирода Великого», то есть, стала женой своего двоюродного дедушки и бывшего мужа своей матери. Филипп управлял своей областью 38 лет, с 4 года до н.э. до 34 года н.э. и прославился, в частности, тем, что на южных склонах горы Хеврон построил языческий храм в честь императора Августа, что было вопиющим поступком в глазах монотеистов иудеев. По смерти Филиппа Саломея вышла замуж за Аристовула, сына Ирода и брата Агриппы. У них было трое детей — Ирод, Агриппа и Аристовул. Аристовул вёл очень умелую политику по отношению к Риму, добиваясь расположения и доверия императора Нерона, который в 55 году н.э. отдает ему во владение Малую Армению, даровав ему при этом и царский титул.


Роберт Генри, Саломея, 1909 г.

Саломее было дано много времени, чтобы покаяться в содеянном, но вместо этого в своей гордыне она возносилась выше и выше. Царский титул, о котором так мечтала ее мать, был у нее. Более того, она носила тройной титул: царица Халкиды, Малой и Великой Армении.

История сохранила рассказ о её страшной смерти. Как-то раз по неосторожности, Саломея провалилась в прорубь, и льды сомкнулись у нее на шее. Криков Соломеи никто не услышал, так как именно в это время никого из людей не оказалось рядом. Пытаясь вырваться из западни, она извивалась под водой, словно исполняя страшный танец, подобно тому, как в далекой юности она плясала во дворце отчима. Несмотря на отчаянное сопротивление, Соломея не могла выбраться из этого положения и продолжала висеть на шее, в то время как её туловище мерно раскачивалось подо льдом до тех пор, пока лед сверхъестественным образом не перерезал шею. После этого её тело упало на дно реки, а голову погибшей Соломеи принесли и отдали Ироду и Иродиаде.

Великий Библейский принцип посева и жатвы исполнился особенно наглядно в жизни Саломеи. Приговорив Иоанна Крестителя к смерти с легкостью, даже ни на мгновение не смутившись и не задумавшись,Саломея подписала и свой собственный приговор, и не только к страшной гибели в земной жизни, но и вечную погибель.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Библейская история о Саломее, обезглавившей Иоанна Крестителя, занимает одно из центральных мест в жанровой живописи, как и в искусстве в целом. Со временем Саломея стала ассоциироваться с образом фатальной, и в то же время притягательной женщины

Оскар Уайльд написал пьесу «Саломея », Рихард Штраус создал по её мотивам , а Флоран Шмитт написал балет «Трагедия Саломеи », поставленный в своё время легендарным .

Но чаще все библейская Саломея появлялась в живописи художников разных эпох.

Нужно отметить, что в Новом Завете о Саломее сказано немного. Она была иудейской царевной, царицей Халкиды и Малой Армении, дочерью Иродиады и Ирода Боэта, а позже - падчерицей Ирода Антипы. Последний приходился ей дядей по отцу, и с ним же ей мать имела связь. Эту связь Иродиады и Ирода Антипы публично осуждал Иоанн Креститель, за что был посажен в тюрьму.

В это время Саломея танцевала на дне рождения Ирода Антипы, и её танец настолько понравился дяде, что он пообещал племяннице исполнить любое её желание. Возможно под влиянием матери, но Саломея попросила Ирода Антипу принести ей голову Иоанна Крестителя. По приказу Ирода Иоанна Крестителя обезглавили и принесли его голову Саломее на блюде.

Эта история больше похожа на легенду, ведь Иоанна Крестителя могли убить из политических мотивов. Также история с танцем и желанием Саломеи могла быть создана для отвода глаз, ведь существует мнение, что Ирод Антипа не хотел убивать Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой». Как бы там ни было, а образ роковой образ Саломеи навеки пленил умы художников.

Одним из первых упомянул Саломею в живописи итальянский художник Джотто, на картине «Пир у царя Ирода» 1320 года. За ним последовали другие художники эпохи Возрождения (Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Рембрандт) и более поздние (Гюстав Моро, В. Суриков и другие).

Джотто. "Пир у царя Ирода". 1320

Практически на всех картинах Саломея - это красивая, изящная, молодая женщина. И её невинная красота очень контрастирует с присутствующей на многих полотнах головой Иоанна Крестителя.

Беноццо Гоццоли. "Танец Саломеи". 1461-1462

Себастьяно дель Приомбо. "Дочь Иродиады". 1510

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1515

Лукас Кранах Старший. "Пир Ирода". 1530

Тициан. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". Ок. 1530

Караваджо. "Саломея с головой Иоанна Крестителя". 1605

В текстах Нового Завета Иродиада - жена тетрарха Иудеи Ирода Антипы, которую тот отнял у своего брата Агриппы. Даже в то время это считалось великим грехом. Иоанн Креститель публично осуждал и безжалостно обличал кощунственную связь, за что Иродиада люто возненавидела пророка. Тетрарх заточил его в темницу, но убить не решался - слишком много учеников и последователей было у Иоанна, слишком высок был его авторитет в народе.


Георгий Курасов. Танец Саломеи.Тогда Иродиада подговорила свою юную красавицу-дочь, которая в апокрифических текстах носила имя Саломея, станцевать перед отчимом во время празднования его дня

рождения. Танец так понравился Ироду Антипе, что он поклялся выполнить любое желание приемной дочери. Когда же та, наученная матерью, попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя, тетрарх вынужден был исполнить свою клятву, и пророк был обезглавлен.

Обратимся к евангельским текстам. В главе 14 от Матфея говорится следующее:

«В то время Ирод четверовластник услышал молву об Иисусе. И сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего; потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.


Худ. Гюстав Моро.

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду;
Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, и она отнесла матери своей.

Иродиада и Саломея

Таков сюжет об Иродиаде и Иоанне Крестителе в канонических евангелиях. Теперь вспомним вкратце исторические обстоятельства, послужившие основой для этих сказаний. Для этого обратимся к книге З.
Косидовского «Сказания евангелистов»:



«Иоанн, именуемый авторами Нового завета, а также Иосифом Флавием Крестителем, большую часть своей сознательной жизни провел в пустыне отшельником, питаясь саранчой и лесным медом. На пятнадцатом году

царствования императора Тиберия, то есть в 28 году н.э., он вышел из пустыни и начал пророчествовать. В одежде из верблюжьей ткани, перепоясанный кожаным ремнем, он ходил по стране, громовым голосом вещая о скором наступлении царства божьего на земле и призывая народ к покаянию. Тем, кто примет крещение путем омовения в водах Иордана, он обещал отпущение грехов и доступ в будущее царство
божье на земле.

…Нет нужды пересказывать жуткую и мрачную в своей экзотической красоте историю его дальнейшей судьбы, описанную евангелистами Матфеем и Марком. Четверовластник Ирод заточил Иоанна в крепость за то, что тот обвинил его в кровосмешении: Ирод отнял у его брата жену Иродиаду и женился на ней. Разыгралась трагедия, послужившая впоследствии сюжетом для многих произведений музыки, живописи и литературы: пир Ирода, танец Саломеи, мстительность Иродиады, голова казненного Иоанна, принесенная на блюде в зал, где происхожил пир.

Истины ради следует отметить, что дочь Иродиады, своим танцем пленившая Ирода, в евангелиях никак не названа. Лишь внеевангельские источники сообщают, что ее
звали Саломеей. Мы бы не знали также место казни Иоанна, если бы Иосиф Флавий не сообщил нам, что это произошло в пограничной крепости Машерон.

Кстати, этот еврейский историк, в чьей правдивости мы не раз имели случай убедиться, иначе объясняет причины трагедии. По его мнению, Ирод просто испугался растущей популярности бывшего отшельника, который своими страстными, гневными проповедями снискал себе славу нового пророка, чуть ли не мессии. Об этой его популярности сообщает, в частности, также и Лука: «…все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он…» (3:15).

Осаждавшие Иоанна истерические, доведенные до крайней степени экзальтации толпы простонародья, вызывали тревогу, не предвещали ничего хорошего. В любой момент могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вооруженной интервенцией римских когорт и кровавой расправой с одураченным населением. Мессианство Иоанна было также опасно для существующего порядка, как мессианство предшествовавших ему самозваных пророков и вождей народа. А среди угнетенных и ожидающих спасителя слоев еврейского населения царили такие настроения, что у Ирода были все основания опасаться Иоанна, и поэтому он решил устранить его. Впрочем, это отнюдь не исключает и чувства личной мести, вызванного резкой критикой со стороны дерзкого пришельца из пустыни.

Что же привлекло писателя Флобера в этой евангельской истории? Женщина. Конечно же, женщина. Не пророк, со своим фанатизмом - Флобер терпеть не мог церковников; не тетрарх, то есть не проблема власти; а положение восточной женщины в те далекие времена, ее психология, ее незащищенность даже будучи наверху иерархической лестницы. Обладая всем - она одинока, несчастна, уязвима и в любой момент может лишиться всего, в том числе и жизни. Иродиада глубоко несчастна. Флобера интересует в первую очередь то, как Иродиада решает вопрос о своей безопасности, какими средствами. Иродиада Франса - стерва. Иродиада Флобера - несчастная одинокая женщина, отвергнутая жена, интриганка и в то же время жертва. Собственно все женские персонажи Флобера - жертвы.

Страсть и властолюбие, тщеславие заставляют ее уйти от одного брата к другому, но вскоре она терпит фиаско. Семьи не получилось, и у нее тайная жизнь от мужа - воспитание дочери Саломеи для манипулирования в нужное время Иродом. Красивая дочь - как средство достижения
цели. Коварство, мстительность, гордыня… и страх. Страх потерять все. Исключительна ли эта ситуация? Нисколько. Это вечный сюжет в истории как Востока, так и Запада. Сплошь и рядом коронованные кузены или даже родные по крови вступают в кровосмесительные браки в угоду династическим или «государственным» интересам. Сплошь и рядом это кончается ненавистью, кровопролитием, предательством, и хорошо, если при этом не развязывается гражданская война.


Titian (1490-1576) - Salome con la testa del Battista

Союз Ирода и Иродиады приносит проблемы и рождает в них ненависть друг к другу. Но время работает в основном против женщины, она стареет и окончательно теряет интерес в глазах мужа. Может ли несколько постаревшая красавица смириться с утратой своего влияния на мужа-царя, на то, как власть ускользает из ее рук, а вскоре возможна и потеря жизни. Ей не из чего выбирать, любой выбор - поражение: заточение и ссылка в глухомань, нищета, забвение, смерть. Слабый человек - покорился бы судьбе, но Иродиада сильная духом женщина. Она борется. Борется доступными и испокон веков знакомыми на Востоке средствами - коварством, внешней покорностью.

Она побеждает с помощью Саломеи битву - голова Иоанна перед ней на блюде, и проигрывает войну - Ирод никогда не простит ей головы пророка. Усекновение головы Иоанна не решит ее проблем с мужем, недаром ни в одном источнике нет
сведений о том, как закончилась ее жизнь.

Дочь царя Ирода Саломея причастна к убийству Иоанна Крестителя. Человек, утверждающий подобное, скорее всего связан с деятелями культуру, нежели священнослужителями. Расхожий сюжет, многократно растиражированный в искусстве, когда красавица за свой танец требует головы Иоанны Предтечи, превратил ее в роковую женщину.

Сюжет об участии Саломеи или Саломии в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий. Тициан и Пикассо, Гейне и Уайльд, художники и скульпторы, поэты и драматурги увековечили образ этой femme fatale . В православной иконописной традиции сюжет известен под названием "Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи".

Напомним этот известный сюжет. Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде.

На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. "И когда праздновали день рождения Ирода, дочь его танцевала перед гостями…". Но имя ее не названо. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.

Французский историк и писатель, эзотерик и оккультист Робер Амбелен в книге "Иисус, или смертельная тайна тамплиеров" предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.

"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".

Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и вследствие брака с Иродиадой) отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставив потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.

В своем дворце в Тивериаде Ирод Антипа устраивает большой пир. Допустим, Саломея восседает за столом, где собрались высшие сановники Иудеи, вместе со своим вторым супругом — Аристобулом. Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"

И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".

Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? Не станет лучше, если попытаться заменить Саломею Иродиадой, которой в то время было пятьдесят лет.

Представляется, что не обделенные талантом писатели Марк и Матфей решили представить казнь Иоанна Крестителя не как рядового политического заключенного, а как жертвы любовной интриги. И в этом качестве сюжет упал на благодатную почву искусства и запомнился многим поколениям. Противопоставление танца и смерти оказалось олицетворением и древних мифов и исторических анекдотов. Страсть и преступление фигурировали в самой Библии: Самсон и Далила, но особенно Юдифь с головой Олоферна. В реальной истории достаточно вспомнить имена шотландской королевы Марии Стюарт или шпионку Мату Хари.

Следуя логике Робера Амбелена, Ирод Антипа заключил Иоанна Крестителя в Махеронте, в пустыне Моав, чтобы лишить его всякого влияния на еврейский народ. Год спустя он повелел обезглавить его в той же крепости Махеронт, когда восстание зелотов стало приобретать опасный размах. К личности члена Французской Академии и Всемирной Ассоциации франкоязычных писателей, мартинисту Амбелену и его книге можно относиться как к беллетристике, а не как к научному труду, но трудно не согласиться с выводом, сделанным им по поводу Саломеи и ее участия в гибели Крестителя.

"Это была лишь простая и жестокая мера предосторожности, но ни Иродиада, ни Саломея тут ни при чем. Это и объясняет, почему отцы церкви ничего не знали о пресловутом "танце Саломеи", эпизоде, который следует отнести к сфере легенд", — заключает Амбелен.

Mobile applications Everbook, МТС, Билайн and etc.

Биографические сведения о Саломее отличаются неполнотой и множеством разночтений. Без указания имени она упоминается в Библии (Евангелие от Матфея 14:3-11 и Евангелие от Марка 6:17-29). Более подробный рассказ о Саломее содержится в сочинении историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».
Мать Саломеи – Иродиада, младшая дочь Береники (Вероники ) и Аристобула, казненного сына Ирода Великого. Оставшись сиротой, Иродиада вышла замуж за собственного дядю Ирода Филиппа I. Образцом для подражания Иродиада избрала Клеопатру и легендарную ассирийскую царицу Семирамиду. Подобно Ливии, жене императора Августа, она подыскивала стареющему мужу любовниц-девственниц, чтобы упрочить свое влияние. Ее дочь Саломея с детских лет находилась в Риме, обучалась танцам и музыке. Честолюбивая Иродиада жаждала власти, поэтому вскоре бросила Ирода Филиппа ради галилейского тетрарха Ирода Антипы (Антиспас или Сосипатр ), сводного брата бывшего мужа.
В библейские времена близкородственная связь Иродиады отнюдь не была чем-то исключительным. Тем не менее, народ глухо роптал: «Иродиада ведь не вдова, к тому же имеет ребенка, вот в чем мерзость! » Особенно сильно досаждал Иродиаде иудейский проповедник ессейского толка Иоканаан, прозванный Иоанном Крестителем. Одной из главных тем его критики было обличение безнравственности Иродиады. Согласно Библии: «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его: но не могла. Ибо Ирод боялся Иоканаана, зная, что он муж праведный и святый, и берег его: многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его «. Тем не менее, дерзкого еретика на всякий случай заключили в темницу.
Вскоре Иродиаде представился весьма удобный случай расправиться с Иоанном. В 39 (?) Ирод Антипа справлял свой день рождения в крепости Махерон на границе Палестины и владений аравийского царя Ареты. На торжество пригласили многочисленных гостей, «вельмож, тысяченачальников и старейшин Галилейских «. Среди них была и Саломея. Она привлекла всеобщее внимание своей внешностью и смелыми манерами. В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки каноническая историяСаломеи излагается почти одними и теми же словами: «Дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним. Царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе. И клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства «.
В Библии не содержится описания танца, который Саломея исполнила пред своим отчимом. В позднейших сочинениях он называется танец семи покрывал (dance of the seven veils) . Античные авторы Дион Кассий, Павсаний, Демосфен и др. упоминают реально существовавший в древности эротический танец кордак: ритмические покачивания бедрами, сопровождающиеся сбрасыванием одежды. По мнению некоторых историков, Саломея вообще не могла танцевать на пиру. На тот момент ей едва исполнилось пять-шесть лет и она просто играла сама с собой, а Ирод восхитился наивной прелестью ребенка.
В любом случае, Саломея была так молода, что не смогла выбрать себе награду без подсказки матери: «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя» (Евангелие от Марка 6:24-25). «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей». (Евангелие от Марка 6:26-28). По преданию, отрубленная голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Тогда Иродиада исколола язык пророка булавкой и бросила голову в выгребную яму.
Бессмысленное убийство Иоанна не принесло Иродиаде никакой выгоды. Народ Галилеи возмущался и откровенно сочувствовал проповеднику. Муж не оправдал ее надежд: Ирод Антипа отнюдь не обладал высокими амбициями, вполне удовлетворяясь ролью мелкого провинциального деспота. Деятельная натура Иродиады не могла смириться с такой участью. Она настояла на поездке в Рим, чтобы заручиться поддержкой императора Калигулы. Однако, тот встретил супругов сурово. Он подозревал Ирода в измене и сговоре с парфянским царем Артабаном. Калигула лишил Ирода трона, отобрал все имущество и приговорил к ссылке в гальский город Лугдунум (нынешний Лион). Незадачливая чета иудейских интриганов окончила свои дни в изгнании, бедности и забвении.
Достоверная информациия о дальнейшей судьбе Саломеи отсутствует. По некоторым данным, она вернулась в Рим, где продолжила беззаботную светскую жизнь. Через некоторое время Саломея вышла замуж за своего дядю, тетрарха Ирода Филиппа II. Этот брак оказался бездетным. Овдовев, Саломея повторно вышла замуж, на этот раз за Аристобула, сына Ирода Халкидского, своего двоюродного брата по матери. Супруги прожили долгую жизнь и произвели троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Об этом периоде жизни Саломеисвидетельствуют сохранившиеся монеты с ее изображением, датируемые 56-57. На лицевой стороне монет отчеканен профиль её мужа и надпись ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΡΙΣΤΟΒΟΥΛΟΥ (царь Аристобул ), на обратной изображена сама Саломея и надпись ΒΑΣΙΛΙΣ ΣΑΛΟΜΗΣ (царица Саломея ).
Точная дата и обстоятельства смертиСаломеи неизвестны.
Образ легендарной искусительницы и роковой женщины древности породил целую традицию в европейской художественной культуре. В живописи: Джотто. Пир у царя Ирода, 1320; Мазаччо. Обезглавливание Св. Иоанна Крестителя, 1426; Донателло. Пир царя Ирода, 1427; Фра Филиппо Липпи. Пир царя Ирода, 1452-1465; Д.Беллини. Голова Иоанна Крестителя, 1464-1468; А.Вероккио. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1477-1480; С.Боттичелли. Саломея с головой Св. Иоанна Крестителя, 1488; А.Дюрер. Обезглавливание Св. Иоанна, 1510; Ироду приносят голову Св. Иоанна Крестителя, 1511; Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя, ок. 1515; Ч. да Сесто. Саломея, 1516; Б. Луини. Иродиада, 1527-1531; Лукас Кранах Старший. Саломея, ок. 1530; Караваджо. Саломея с головой Крестителя, 1605; Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1605; П.Рубенс. Пир у царя Ирода; Г.Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1639-1640; Рембрандт. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1640; Г.Доре. Дочь Иродиады получает голову Св. Иоанна Крестителя, 1865; В.Суриков. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде, 1872; Г.Моро. Саломея, танцующая перед Иродом, 1874-1876; О.Бердсли. иллюстрации к пьесе «Саломея», 1893; Ловис Коринт. Саломея, 1900; Ф. фон Штук. Саломея, 1906; Г.Климт. Саломея, 1909 и др.

Лукас Кранах Старший. Саломея. 1530

Лукас Кранах Старший. Саломея с головой Иоанна Крестителя


Andrea Solari — Salome with the Head of St John the Baptist


Г.Моро. Танец Саломеи (фрагмент)


Gaston Bussiere (1862-1929) — Танец семи вуалей


О.Бердсли. Иллюстрация к пьесе О.Уайльда «Саломея»

В литературе: Гюстав Флобер. «Three Tales» («Простое сердце», «Сент-Джулиан» и «Иродиада»), 1877; пьеса О.Уайльда «Саломея» (1891), написанная специально для С.Бернар; поэма Константина Кавафиса «Salome» (1896) и др. Оперы Жюля Массне «Hérodiade» по произведению Г.Флобера, 1881 и Рихарда Штрауса «Salome», 1905. Балеты Флорента Шмитта (1907) и Акира Ифукубе (1948). В кино: одноименные фильмы «Саломея» режиссеров Гордона Эдвардса с Тедой Бара в заглавной роли (1918); Чарльза Брайанта с А.Назимовой (1923); Уильяма Дитерле с Ритой Хейуорт (1953); короткометражный фильм Педро Альмодовара (1978) и мн. др. Саломея является героиней целого ряда произведений современной рок- и поп музыки, а также видео- и компьютерных игр.