Все про уход за автомобилем

Названия лекарственных растений греко латинского происхождения. История названий лекарственных растений

Введение

Названия растений отражают морфологические или физиологические свойства и особенности растений либо ассоциации человека, вызванные этими свойствами. Имена растений могут указывать на эффект, оказываемый ими на человека. Часто, названия растений связаны с мифами и легендами.

Для более глубокого понимания происхождения названий растений, первая часть работы содержит историю применения растений в медицине.

История применения лекарственных растений

Начало использования растений для лечения заболеваний теряется в глубине веков. История траволечения имеет возраст, сравнимый с историей человечества. Уже первобытный человек инстинктивно или случайно стал различать растения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран и язв. В этом смысле древние люди поступали, как и животные, которые находят в своей среде обитания растения, помогающие вылечить некоторые недуги.

Одно из первых письменных упоминаний об использовании растений в лечебных целях содержится с египетских папирусах, которые датированы XVI веком до нашей эры. Еще больше возраст китайских медицинских источников - их относят к XXVI в. до н.э. Однако настоящий рывок в области исследования лекарственных свойств растений был сделан в Древней Греции, где в жили и работали многие выдающиеся ботаники, врачи и натуралисты. Гиппократ (V в. до н.э.), которого считают отцом западной медицины, предпринял попытку не только описать свойства лекарственных растений, но и объяснить их целительное действие. Он разделил все съедобные и лекарственные растения на «холодные», «горячие», «сухие» и «влажные», соответственно четырем «стихиям», существование которых в качестве первоосновы мира постулировал - земле, воде, воздуху и огню. Именно эти четыре основополагающих свойства он считал главными в любом живом организме и полагал, что от их равновесия, а также от правильного питания и физических упражнений зависит здоровье человека. Во многом его взгляды совпадали с воззрениями древних целителей Китая.

В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей. Римский ученый Клавдий Гален, придворный врач императора Марка Аврелия, развил и систематизировал гиппократовскую теорию о «жидкостях тела». Его учение господствовало в медицине на протяжении нескольких столетий.

С падением Римской империи центр медицинской науки переместился на Восток, и развитие системы Галена продолжилось главным образом в Константинополе и Персии. Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.

В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. При этом молитвам в лечении отводилась не меньшая роль, чем лекарственным травам, и в ранних травниках к рецептам непременно прилагались соответствующие молитвы. Хотя это создавало благоприятную почву для шарлатанства и суеверий, в монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.

В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.

История классификации растений

За много лет до наступления нашей эры древнегреческий ученик Аристотеля Теофраст (372 - 287 лет до н.э.) стремился классифицировать растения. Из его описаний известно 450 культурных растений, среди которых он выделил деревья, кустарники и полукустарники, травянистые растения. Теофраст пытался разделить растения по различным признакам на вечнозелёные и листопадные, цветущие и не цветущие, дикорастущие и культурные. Описал различия между садовыми и дикими видами роз, хотя понятие "вид" в то время, вероятнее всего, ещё отсутствовало.

Вплоть до XVII века трудами Теофраста интересовались многие учёные, шведский ботаник Карл Линней (1707 - 1778) даже назвал его отцом ботаники. Значимые труды были написаны древними римскими мудрецами Диоскоридом, Галеном, Плинием.

Ботаника как наука нашей эры берёт своё начало примерно в XV-XVI вв., в эпоху ренессанса - период, когда появилось книгопечатание. Купцы, торговцы и мореплаватели открывали новые земли. Ботаники Франции, Германии, Дании, Италии, Бельгии, Швейцарии пытались систематизировать растения. Первые иллюстрированные справочники - классификаторы растений стали называться травниками. Лобелиус (1538 - 1616) выполнил первым труд с рисунками. Повсеместно, начиная с XV века, появлялись первые ботанические сады и частные коллекции диковинных заморских растений.

Близкими к современной ботанике оказались труды англичанина Джона Рея (1628-1705), разделившего растения на двудольные и однодольные. Немецкий учёный Камерариус (1665-1721) экспериментально подтвердил догадку о необходимости опыления цветков для получения семян.

Но наиболее подробную систематику в ботанике определил Карл Линней, внимательно заглянувший вглубь каждого цветка. В его первом классификаторе насчитывалось 24 класса растений, отличных по количеству и характеру тычинок. Классы, в свою очередь, были разделены им же на порядки, порядки на роды, роды на виды. По сей день, система классификации Линнея модифицирована, но сохранена. Именно Линней ввёл латинские обозначения растения из двух слов: первое обозначает род, второе слово - вид. В 1753 г. Он издал труд "Виды растений", в котором было описано около 10000 видов растений.

Истории названий некоторых растений

лекарственный растение полынь мак

В этом разделе даны происхождения названий растений, легенды и мифы о них, история их применения в медицине и современное медицинское значение.

Полынь горькая (Artemisia absinthium)

Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая будто бы излечилась этим растением.

Третий вариант происхождения названия изложен в поэме Одо из Мена «О свойствах трав». По преданию, Артемида была покровительницей рожениц, и она будто бы впервые применила полынь в качестве родовспомогательного средства. Об этом свойстве полыни знали не только в Древней Греции, но и в Египте, Китае. Жрецы Изиды, богини плодородия и материнства, носили на голове венки из полыни. Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.

Видовое латинское название absinthium в переводе с греческого обозначает «без удовольствия», так как лекарства из полыни очень горькие.

В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь людских страданий и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, и горькое растение соответствует своему месту».

Для лечения болезней полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувствует усталости в дальней дороге. Ее применяли при желудочных и глазных заболеваниях, в качестве мочегонного и глистогонного средства, при лихорадке и т.п. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни. Он говорил о ней: «...Это прекрасное, удивительное лекарство (для аппетита), если пить ее отвар и выжатый сок десять дней». В средние века полынью лечили самые разные заболевания и прежде всего желудочные.

В современной научной медицине препараты полыни горькой рекомендуются как горечь для возбуждения аппетита и при заболеваниях желудка с пониженной секрецией.

Полынь имеет репутацию санитарно-гигиенического средства. Ею окуривали заразных больных и помещения во время войн и эпидемий, ее использовали против вшей и блох. С этой целью в ветеринарии она применяется и в настоящее время. При систематическом употреблении внутрь может вызвать тяжелое отравление.

Миндаль обыкновенный (Amygdalus communis)

Родовое латинское название Amygdalus произошло от имени юной, легко краснеющей финикийской богини Амигдалы. Окраска цветков миндаля напоминала розовато-белый цвет лица юной красавицы. Дикорастущим миндаль известен в Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Малой Азии. Здесь же, по мнению Н.И. Вавилова, впервые стали его культивировать. Ферганская долина считается одним из очагов культуры миндаля. Оттуда он в течение тысячелетий распространялся главным образом на запад и северо-запад. И у всех народов, которые культивировали его, возникали легенды и предания, посвященные этому необычайно полезному растению. Миндаль много раз упоминается в сказках «Тысяча и одна ночь», в Библии. Из Библии известна легенда о первосвященнике Аароне, которому принадлежал посох из сухого миндального дерева, который однажды покрылся почками, зацвел и на нем созрели плоды.

У жителей древней Согдианы, которая располагалась на территории современных Узбекистана и Таджикистана, миндаль считался священным деревом. Молились жители Согдианы с веточками цветущего миндаля в руках, их приносили в жертву богам, ими защищали детей во время болезни от злых духов.

Первой из европейских стран, куда попал миндаль, была Древняя Греция. Об этом рассказывают древние мифы. Здесь миндаль также был священным и считался символом плодородия. Легенда связывает миндаль с именем девушки Феллиды. В разлуке со своим любимым Демофонтом от тоски она превратилась в засохшее миндальное дерево. Но когда Демофонт возвратился на родину и обнял засохшее дерево, оно тотчас же зацвело и на нем распустились листья. Вот почему здесь миндаль называли еще деревом Феллиды.

В другом греческом сказании говорится, что горький миндаль вырос там, где склонилось тело дочери Мидаса, лишившей себя жизни после смерти мужа.

Из Греции во II в. до н.э. миндаль переселился в Рим, где его выращивали в садах патрициев. Здесь его называли греческим орехом. Тогда же миндаль появляется на Пиренейском полуострове, а чуть позже - во Франции. О нем упоминается в своде законов Карла Великого. Пробовали выращивать его в Германии и Англии, но первые попытки его культуры были неудачны. Слишком рано появляющиеся цветки его повреждались весенними заморозками. Однако в качестве готового продукта он попадает в страны Северной Европы, пользуется большой любовью и там его включают в обрядовые действия.

В Крым миндаль был завезен в период его колонизации греками и генуэзцами (VI в. н.э.). Известно, что в садах средневекового крымского княжества Феодоро вместе с яблонями, грушами, сливами, грецким орехом рос миндаль. Считается, что одичавшие формы миндаля в Крыму появились именно с тех пор. В центральные районы России он завозится вместе с дорогими заморскими плодами - изюмом, инжиром, грецкими орехами, становится любимым лакомством и непременным компонентом многих изысканных блюд.

Медицинское применение миндаля также давно известно. Авиценна рекомендует его при лечении дефектов кожи (от веснушек, пятен, загара, кровоподтеков), а также как средство, препятствующее опьянению. Горький миндаль с пшеничным крахмалом, а также миндальное масло рекомендуются при заболеваниях верхних дыхательных путей, почек, желудка и в гинекологии.

В современной медицине применяют семена и масло. Масло, получаемое холодным прессованием из семян горького и сладкого миндаля, отличается приятным вкусом и высоким качеством. Используется как растворитель для инъекционных растворов, в масляных эмульсиях, в составе мазей, а самостоятельно - внутрь как слабительное средство. Миндальные отруби после отжатия масла потребляются с косметической целью для смягчения кожи. Из жмыха горького миндаля раньше получали горько-миндальную воду, которая содержала до 0,1 % синильной кислоты и применялась в виде капель в качестве успокаивающего и обезболивающего средства.

Мак снотворный (Papaver somniferum)

Родовое латинское название Papaver произошло от греческого «pavas» - молоко, так как все органы растений содержат млечный сок. Видовое латинское название somniferum в буквальном переводе означает «сон несущий».

В преданиях и сказаниях народов многих стран мак связан с образами сна и смерти. Древние греки верили, что живут в подземном царстве Аида два брата-близнеца: Гипнос (Морфей у римлян) - бог сна и сновидений и Танат - бог смерти. Прекрасный юный крылатый бог Гипнос носится над землей с маковыми головками в руках, на голове у него венок из маковых цветов. Льет из рога снотворный напиток, и никто - ни смертные, ни боги - не в силах противиться ему, даже могучий Зевс. Все, кого касается он цветком мака, погружаются в сладкий сон, ведь в каждом цветке мака покоятся легкие сны. Даже жилище Гипноса, царство сна, изображали засаженным растениями мака.

Родной брат Гипноса - ужасный бог смерти Танат, которого боялись и ненавидели и боги, и люди. От его громадных черных крыльев и черного одеяния веет леденящим холодом. Никто из смертных не избегнет его. Только двум героям удалось победить бога смерти - хитрейшему Сизифу и могучему Гераклу. На голове Танат носит венок из маковых цветов, в руках опрокинутый гаснущий факел. Мать Гипноса и Таната - богиня Ночь - также представлялась древним в одеждах, обвитых гирляндами маковых цветов.

В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Культура мака - одна из древнейших. Семена его находят при археологических раскопках среди остатков пищи людей каменного века. Из письменных источников известно, что культивировали его в Древнем Шумере и Ассирии. Достоверно известно, что в Древнем Египте его уже использовали как снотворное средство. В районах, прилегающих к Средиземному морю, культура мака как пищевого растения известна многие тысячелетия. На острове Крит сохранились изображения маковых головок периода микенской догреческой культуры. О снотворном действии макового сока знали во времена Гомера. В «Илиаде» при описании пиршества у царя Менелая по поводу одновременной свадьбы его сына и дочери упоминается о соке мака - «горе усладном, миротворящем, сердцу забвение бедствий дающем». Сок этот Прекрасная Елена, виновница Троянской войны, подливала в круговую чашу гостям.

Как пищевое растение мак повсеместно выращивался с незапамятных времен. Его семена, содержащие большое количество приятного на вкус жирного масла, белков, сахаров, были излюбленным лакомством.

В арабской медицине использовались все органы растения. Авиценна рекомендовал корень мака, отваренный в воде, при воспалении седалищного нерва, в виде лекарственных повязок на лоб против бессонницы. Семена мака употреблялись как средство, очищающее грудь, и при поносах, сок мака - как обезболивающее.

В европейской медицине наиболее широко применяли мак врачи Салернской школы медицины.

Современная медицина использует препараты мака в качестве обезболивающих, снотворных, противокашлевых и спазмолитических средств.

Литература

1.Кузнецова М.А. Резникова А.С. «Сказания о лекарственных растениях» Москва. 1992.

2.Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я»» Москва. 1992.

.П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит «История медицины» Москва. 1981.

.Андреева И.И., Родман Л.С. «Ботаника» Москва. 2002.

Медицинские знания имеют тысячелетнюю историю. В них заложены не только основы знакомых нам методов лечения болезней, но нечто гораздо большее - представление о причинах и условиях долгой счастливой жизни, здоровья и благополучия человека. Какой путь достижения этой цели казался самым верным? Каким было врачебное искусство в Древнем мире? Что должен был знать и уметь врач? Начнем с начала, с тех времен, сведения о которых дают нам древние предания и археологические находки.

Все народы, населяющие Землю, в глубокой древности слагали мифы и легенды о чудодейственных свойствах лекарственных растений. Рекомендации по их использованию встречаются в египетских папирусах, в клинописных текстах вавилонских глиняных табличек, в книгах Древнего Китая, сделанных из панцирей черепах и бамбуковых планок. Из трав, обладающих наркотическим действием, готовили успокоительные и болеутоляющие вещества, а также «напитки бессмертия», игравшие большую роль в религиозных и магических ритуалах. В честь лекарственных трав слагали гимны, их слова доносят до нас священные тексты стран Древнего Востока. И в наше время медицина широко использует лекарственные растения и изучает их свойства. Однако в древней медицине восприятие лекарственных растений было совсем другим: оно связывалось не столько с эмпирическим (от греч. «empeiria» - опыт) знанием, сколько с магией и астрологией - двумя основами искусства врачевания в древности.

1.1. РАСТЕНИЯ - ПЕРВЫЕ ЛЕКАРСТВА

Первыми лекарствами были растения. Издавна люди стремились найти «траву бессмертия», способную излечить многие болезни. В вавилонском предании говорится о человеке по имени Этана. Он узнал о том, что высоко, в самом верхнем небе, растет исцеляющая трава. Этана сел верхом на орла и поднялся высоко в небо. Три раза совершали они свой полет. В первый раз орлу не хватило сил. Во второй раз Этана оглянулся вниз vi увидел, что земля исчезла из виду. Он испугался и стал просить орла вернуться обратно. В третий раз он достиг верхнего неба и получил исцеляющую траву из рук богини Иштар.

Слово «шамму» на языке вавилонян значило «лечение» и «трава». В Древнем Египте после войн и эпидемий жрецы раздавали людям «священную траву» - шалфей, которую надо было добавлять в пищу и заваривать как чай, чтобы быстрее восстановить силы. Лекарственные растения разводили на специальных огородах или привозили из других стран. Названия этих растений в древних медицинских текстах часто звучат так, что трудно понять, о чем конкретно идет речь. Вавилонские глиняные таблички рассказывают о «солнечном растении», «сладкой траве», «горькой траве», «полевом стебле». Многие древнеегипетские лекарственные травы, о которых упоминается в папирусах, и сейчас остаются загадкой для врачей. Это, например: Аар (от ожогов), Гем и Емем (от болезней груди и горла), Геигенет и «волосы земли» (мочегонные средства), Бебет (для уничтожения блох). В других случаях до нашего времени дошли описания и изображения вымерших лекарственных растений, например, травы «силь-фион», изображенной на греческой монете.

Иногда встречаются устаревшие или совсем незнакомые европейцам названия трав, что также затрудняет понимание текстов. Так, например, популярным растением в медицине Древней Индии была загадочная трава «сарпаганда». Одно из первых упоминаний о ней относится к 1000 г. до н.э. Европейским медикам удалось идентифицировать ее только в XVII столетии после того, как миссионеры привезли ее в Европу. В европейских медицинских книгах первые сведения о «раувольфии змеиной» появились в 1690 г. Именно под этим именем известна сейчас трава «сарпаганда», которую до сих пор разводят в Индии как культурное растение. В ее корнях был впервые обнаружен резерпин - алкалоид, входящий в состав лекарств для лечения расстройств центральной нервной системы.

Некоторые исследователи полагают, что многие экзотические названия лекарственных веществ в древних медицинских текстах являлись фольклорным названием целебных трав. Так, например, читая в египетских папирусах о применении «ушей газели» и «глаз свиньи», о настойке «зубов осла» пли мази из «ослиного черепа», можно вспомнить английское народное название лесного хвоща - «лошадиный хвост» («Horse tail»), современные русские народные названия трав -- «медвежьи ушки», «заячьи ушки», «кошачьи лапки», «Анютины глазки», «мышиное ухо», «львиный зев», «вороний глаз» и многих других.

Раувольфня змеиная

В медицинских текстах древних шумеров касторовое масло называется «кровь черной змеи», а белый сок маковых головок - «львиный жир». Эти

тексты, написанные на глиняных табличках, археологи относят к середине II ты

сячелетия до н.э. В античных и средневековых рецептах «кровью дракона» называ

ли смолистый сок драконова дерева, растущего в Сомали, Абиссинии, на Сокотре и

Канарских островах. В древности сок этого дерева, которое достигает 20 м в высоту

н живет иногда до 5-6 тысяч лет, применяли для бальзамирования умерших и

лечения различных заболеваний. Использует его и современная фармацевтическая

промышленность

Исторические параллели: Большое количество «символических имен» растений в древних текстах напоминает о том, что медицина Древнего мира была тесно связана с алхимией.

Уже в Египте и Вавилоне жрецы-врачеватели применяли лекарства, приготовленные алхимиками. Алхимические тексты, для которых характерен загадочный, «темный» язык, традиционно содержали большое количество символических имен различных веществ и соединений. Так, например, серу называли «масло», «точность», «красный человек»;ртуть - «белое золото», «белое покрывало», «холод», «терпение»; соль - «белая змея».

К сравнению частей растения с частями тел животных часто приводит и сам стиль описания лекарствен-ijfe ных трав. «Растение Сенутет растет на животе», - так характеризует ползучее растение египетский папирус XVI в. до н.э.

Исторические параллели: Часто история происхождения фольклорных названий лекарствен

ных трав в разных языках дает возможность увидеть их единый исток, который находится,

как правило, в латыни или греческом языке. Так, например, «кошачьи лапки» - трава, кото

рую с древних времен применяют как кровоостанавливающее средство, имеет латинское

название « Antennaria», от «antennae» - антенны. Так называли усики насекомых с утолще

ниями на концах. На них похожи пушистые белые соцветия этого растения. Однако в его

соцветиях можно увидеть и сходство с подушечками кошачьих лап. Мы встречаемся с удивительным на первый взгляд совпадением названия этого растения на языках разных европейских народов. Буквально совпадают с русским «кошачьи лапки» английское « cat"s foot», французское « pied de chat », немецкое «Katzenpfotchen ». Разгадка кроется не в современном, а в старом латинском названии. Травники, написанные сотни лет назад, называют эту траву «Pescati» - «кошачьи лапки». Современные названия в разных языках - перевод этого старого имени.

Китайская легенда помещала драгоценные лекарственные растения на Горе целебных трав. Склоны ее круты и обрывисты, а вершина кажется совсем неприступной. И все-таки одному человеку удалось до неё добраться. Его звали Дай-фу (кит. «приносящий счастье»). Ученик старого лекаря, на вершине этой горы он встретил фею - прекрасную девушку в зеленой одежде. Она подарила ему волшебную корзинку: любую целебную траву можно было в ней найти. Вот как говорит о лекарственных травах один из священных гимнов Древней Индии «Хвала лечебным травам»: «Травы, что поднялись из земли в древние времена, что на три века старше богов, об их темноцветных 107 силах хочу я говорить... Тот, у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному множеством подданных. Лекарь - вот имя этого мудреца, он поражает демонов и гонит прочь болезнь». Далее гимн рассказывает о том, как травы превращаются в богов и требуют себе поклонения.

Свидетельства мифов и легенд о лекарственном использовании растений в каменном веке были подтверждены археологической находкой. Экспедиция под руководством польского археолога И.Солецки в 1960 г. обнаружила в пещере Шанидар в Ираке 9 скелетов людей каменного века. Эти люди были больными или калеками и нуждались в постоянной помощи: их останки говорят о болезнях костей и позвоночника, а один из скелетов имеет следы ампутации нижней части правой руки.

Исследование захоронений в пещере Шанидар представило первое материальное доказательство целенаправленного использования лекарственных трав. Люди помещались на ложе из растений восьми видов, среди которых были те, которыми мы и сейчас пользуемся для лечения болезней: тысячелистник, алтей, золототысячник, эфедра. Цветы были связаны в букетики и разложены по всему ложу.

Сохранились многочисленные легенды и свидетельства о том, как люди догадывались о лекарственных свойствах растений, наблюдая за животными. Это было основным направлением развития эмпирической медицины в древности. «Змеи, которые ослабли в зимней спячке, - сообщает средневековый арабский трактат, - весной ищут фенхель... Творец-Бог создал траву для лечения». Народное название лекарственной левзеи - «оленья трава» напоминает о том, что олени едят корень этой травы при болезни и истощении. Чтобы добраться до него, они подкапывают землю копытами. Наблюдения за животными помогали определить и ядовитые растения. В «Атласе тибетской медицины» возле изображения борца ядовитого нарисовано отравленное животное. Такие растения обычно относили к «сильным лекарствам», поскольку свои целебные свойства они проявляли в очень малых дозах.

Напоминание о лекарственных свойствах растений иногда можно найти в их латинских и русских названиях, а также в названиях современных лекарств. Приведем несколько примеров:

Резеда (от греч. «resedo» - исцелять) применялась для лечения ушибов;

Животное, отравленное «борцом ядовитым», символизирует «силу лекарства».

Латинское название медуницы Ptilmonaria (от лат. «pulmo» - легкое) напоминает о том, что листья этого растения применялись для лечения легочных заболеваний;

От латинского имени мака «papaver» произошло название успокоительного

лекарства папаверин;

Латинское имя ивы «salix» дало название салициловой кислоте - основе

аспирина. Долгое время это лекарство получали из ивы, и только в начале XX в.

удалось синтезировать салициловую кислоту в химической лаборатории.

Лекарственное растение валериана получило название от латинского «valere»,

что значит - быть здоровым.

Применение лекарств, полученных из растений, характерно для медицины разных стран Древнего мира. Кроме того, растения служили основой для приготовления наркотических «напитков бессмертия», которые применялись при совершении религиозных и магических ритуалов, а также для обезболивания во время операций.

Лекарственные растения разводили на специальных огородах или привозили из других стран. Названия этих растений в древних медицинских текстах часто звучат так, что трудно понять, о чем конкретно идет речь. Вавилонские глиняные таблички рассказывают о «солнечном растении», «сладкой траве», «горькой траве», «полевом стебле». Многие древнеегипетские лекарственные травы, о которых упоминается в папирусах, и сейчас остаются загадкой. Это, например: Аар (от ожогов), Гем и Емем (от болезней груди и горла), Геигенет и «волосы земли» (мочегонные средства), Бебет (для уничтожения блох).

Некоторые исследователи полагают, что многие экзотические названия лекарственных веществ в древних медицинских текстах являлись фольклорным названием целебных трав. Так, например, читая в египетских папирусах о применении «ушей газели» и «глаз свиньи», о настойке «зубов осла» пли мази из «ослиного черепа», можно вспомнить английское народное название лесного хвоща - «лошадиный хвост» («Horse tail»), современные русские народные названия трав -- «медвежьи ушки», «заячьи ушки», «кошачьи лапки», «Анютины глазки», «мышиное ухо», «львиный зев», «вороний глаз» и многих других.

Большое количество «символических имен» растений в древних текстах напоминает о том, что медицина Древнего мира была тесно связана с алхимией. Алхимические тексты, для которых характерен загадочный, «темный» язык, традиционно содержали большое количество символических имен различных веществ и соединений. Так, например, серу называли «масло», «точность», «красный человек»;ртуть - «белое золото», «белое покрывало», «холод», «терпение»; соль - «белая змея».

К сравнению частей растения с частями тел животных часто приводит и сам стиль описания лекарственных трав. «Растение Сенутет растет на животе», - характеризует ползучее растение египетский папирус XVI в. до н.э.

Часто история происхождения фольклорных названий лекарственных трав в разных языках дает возможность увидеть их единый исток, который находится, как правило, в латыни или греческом языке. Так, например, «кошачьи лапки» - трава, которую с древних времен применяют как кровоостанавливающее средство, имеет латинское название « Antennaria», от «antennae» - антенны. Так называли усики насекомых с утолщениями на концах. На них похожи пушистые белые соцветия этого растения. Однако в его соцветиях можно увидеть и сходство с подушечками кошачьих лап. Мы встречаемся с удивительным на первый взгляд совпадением названия этого растения на языках разных европейских народов. Буквально совпадают с русским «кошачьи лапки» английское « cat"s foot», французское « pied de chat», немецкое «Katzenpfotchen». Разгадка кроется не в современном, а в старом латинском названии. Травники, написанные сотни лет назад, называют эту траву «Pescati» - «кошачьи лапки». Современные названия в разных языках - перевод этого старого имени.

Напоминание о лекарственных свойствах растений иногда можно найти в их латинских и русских названиях, а также в названиях современных лекарств.

Резеда (от греч. «resedo» - исцелять) применялась для лечения ушибов;

Животное, отравленное «борцом ядовитым», символизирует «силу лекарства».

Латинское название медуницы Ptilmonaria (от лат. «pulmo» - легкое) напоминает о том, что листья этого растения применялись для лечения легочных заболеваний;

От латинского имени мака «papaver» произошло название успокоительного

лекарства папаверин;

Латинское имя ивы «salix» дало название салициловой кислоте - основе аспирина. Долгое время это лекарство получали из ивы, и только в начале XX в. удалось синтезировать салициловую кислоту в химической лаборатории.

Лекарственное растение валериана получило название от латинского «valere»,что значит - быть здоровым.

В этом разделе даны происхождения названий растений, легенды и мифы о них, история их применения в медицине и современное медицинское значение.

Полынь горькая (Artemisia absinthium)

Относительно происхождения родового латинского названия у исследователей нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого слова «artemes» - здоровый, так как во все времена и у всех народов полынь пользовалась славой всеисцеляющего средства, была как бы вместилищем здоровья. В связи с этим Плиний рассказывает, что соком полыни награждали победителей в беге, состязания которых проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью полыни они сумеют сохранить здоровье, «а ведь оно, как известно, и целого мира дороже».

Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая будто бы излечилась этим растением.

Третий вариант происхождения названия изложен в поэме Одо из Мена «О свойствах трав». По преданию, Артемида была покровительницей рожениц, и она будто бы впервые применила полынь в качестве родовспомогательного средства. Об этом свойстве полыни знали не только в Древней Греции, но и в Египте, Китае. Жрецы Изиды, богини плодородия и материнства, носили на голове венки из полыни. Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.

Видовое латинское название absinthium в переводе с греческого обозначает «без удовольствия», так как лекарства из полыни очень горькие.

В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь людских страданий и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, и горькое растение соответствует своему месту».

Для лечения болезней полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувствует усталости в дальней дороге. Ее применяли при желудочных и глазных заболеваниях, в качестве мочегонного и глистогонного средства, при лихорадке и т.п. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни. Он говорил о ней: «...Это прекрасное, удивительное лекарство (для аппетита), если пить ее отвар и выжатый сок десять дней». В средние века полынью лечили самые разные заболевания и прежде всего желудочные.

В современной научной медицине препараты полыни горькой рекомендуются как горечь для возбуждения аппетита и при заболеваниях желудка с пониженной секрецией.

Полынь имеет репутацию санитарно-гигиенического средства. Ею окуривали заразных больных и помещения во время войн и эпидемий, ее использовали против вшей и блох. С этой целью в ветеринарии она применяется и в настоящее время. При систематическом употреблении внутрь может вызвать тяжелое отравление.

Миндаль обыкновенный (Amygdalus communis)

Родовое латинское название Amygdalus произошло от имени юной, легко краснеющей финикийской богини Амигдалы. Окраска цветков миндаля напоминала розовато-белый цвет лица юной красавицы. Дикорастущим миндаль известен в Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Малой Азии. Здесь же, по мнению Н.И. Вавилова, впервые стали его культивировать. Ферганская долина считается одним из очагов культуры миндаля. Оттуда он в течение тысячелетий распространялся главным образом на запад и северо-запад. И у всех народов, которые культивировали его, возникали легенды и предания, посвященные этому необычайно полезному растению. Миндаль много раз упоминается в сказках «Тысяча и одна ночь», в Библии. Из Библии известна легенда о первосвященнике Аароне, которому принадлежал посох из сухого миндального дерева, который однажды покрылся почками, зацвел и на нем созрели плоды.

У жителей древней Согдианы, которая располагалась на территории современных Узбекистана и Таджикистана, миндаль считался священным деревом. Молились жители Согдианы с веточками цветущего миндаля в руках, их приносили в жертву богам, ими защищали детей во время болезни от злых духов.

Первой из европейских стран, куда попал миндаль, была Древняя Греция. Об этом рассказывают древние мифы. Здесь миндаль также был священным и считался символом плодородия. Легенда связывает миндаль с именем девушки Феллиды. В разлуке со своим любимым Демофонтом от тоски она превратилась в засохшее миндальное дерево. Но когда Демофонт возвратился на родину и обнял засохшее дерево, оно тотчас же зацвело и на нем распустились листья. Вот почему здесь миндаль называли еще деревом Феллиды.

В другом греческом сказании говорится, что горький миндаль вырос там, где склонилось тело дочери Мидаса, лишившей себя жизни после смерти мужа.

Из Греции во II в. до н.э. миндаль переселился в Рим, где его выращивали в садах патрициев. Здесь его называли греческим орехом. Тогда же миндаль появляется на Пиренейском полуострове, а чуть позже - во Франции. О нем упоминается в своде законов Карла Великого. Пробовали выращивать его в Германии и Англии, но первые попытки его культуры были неудачны. Слишком рано появляющиеся цветки его повреждались весенними заморозками. Однако в качестве готового продукта он попадает в страны Северной Европы, пользуется большой любовью и там его включают в обрядовые действия.

В Крым миндаль был завезен в период его колонизации греками и генуэзцами (VI в. н.э.). Известно, что в садах средневекового крымского княжества Феодоро вместе с яблонями, грушами, сливами, грецким орехом рос миндаль. Считается, что одичавшие формы миндаля в Крыму появились именно с тех пор. В центральные районы России он завозится вместе с дорогими заморскими плодами - изюмом, инжиром, грецкими орехами, становится любимым лакомством и непременным компонентом многих изысканных блюд.

Медицинское применение миндаля также давно известно. Авиценна рекомендует его при лечении дефектов кожи (от веснушек, пятен, загара, кровоподтеков), а также как средство, препятствующее опьянению. Горький миндаль с пшеничным крахмалом, а также миндальное масло рекомендуются при заболеваниях верхних дыхательных путей, почек, желудка и в гинекологии.

В современной медицине применяют семена и масло. Масло, получаемое холодным прессованием из семян горького и сладкого миндаля, отличается приятным вкусом и высоким качеством. Используется как растворитель для инъекционных растворов, в масляных эмульсиях, в составе мазей, а самостоятельно - внутрь как слабительное средство. Миндальные отруби после отжатия масла потребляются с косметической целью для смягчения кожи. Из жмыха горького миндаля раньше получали горько-миндальную воду, которая содержала до 0,1 % синильной кислоты и применялась в виде капель в качестве успокаивающего и обезболивающего средства.

Мак снотворный (Papaver somniferum)

Родовое латинское название Papaver произошло от греческого «pavas» - молоко, так как все органы растений содержат млечный сок. Видовое латинское название somniferum в буквальном переводе означает «сон несущий».

В преданиях и сказаниях народов многих стран мак связан с образами сна и смерти. Древние греки верили, что живут в подземном царстве Аида два брата-близнеца: Гипнос (Морфей у римлян) - бог сна и сновидений и Танат - бог смерти. Прекрасный юный крылатый бог Гипнос носится над землей с маковыми головками в руках, на голове у него венок из маковых цветов. Льет из рога снотворный напиток, и никто - ни смертные, ни боги - не в силах противиться ему, даже могучий Зевс. Все, кого касается он цветком мака, погружаются в сладкий сон, ведь в каждом цветке мака покоятся легкие сны. Даже жилище Гипноса, царство сна, изображали засаженным растениями мака.

Родной брат Гипноса - ужасный бог смерти Танат, которого боялись и ненавидели и боги, и люди. От его громадных черных крыльев и черного одеяния веет леденящим холодом. Никто из смертных не избегнет его. Только двум героям удалось победить бога смерти - хитрейшему Сизифу и могучему Гераклу. На голове Танат носит венок из маковых цветов, в руках опрокинутый гаснущий факел. Мать Гипноса и Таната - богиня Ночь - также представлялась древним в одеждах, обвитых гирляндами маковых цветов.

О происхождении мака рассказывают, что после похищения Персефоны Аидом ее мать, богиня земного плодородия Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая и не находя себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствуя несчастной матери, сделали так, что при каждом ее шаге вырастал цветок мака. Богиня, набрав целый букет, наконец, успокаивалась и засыпала. С тех пор мак считается символом земного плодородия, а богиня Деметра (у римлян Церера) изображается в венке из колосьев злаков и цветков мака.

В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Культура мака - одна из древнейших. Семена его находят при археологических раскопках среди остатков пищи людей каменного века. Из письменных источников известно, что культивировали его в Древнем Шумере и Ассирии. Достоверно известно, что в Древнем Египте его уже использовали как снотворное средство. В районах, прилегающих к Средиземному морю, культура мака как пищевого растения известна многие тысячелетия. На острове Крит сохранились изображения маковых головок периода микенской догреческой культуры. О снотворном действии макового сока знали во времена Гомера. В «Илиаде» при описании пиршества у царя Менелая по поводу одновременной свадьбы его сына и дочери упоминается о соке мака - «горе усладном, миротворящем, сердцу забвение бедствий дающем». Сок этот Прекрасная Елена, виновница Троянской войны, подливала в круговую чашу гостям.

Как пищевое растение мак повсеместно выращивался с незапамятных времен. Его семена, содержащие большое количество приятного на вкус жирного масла, белков, сахаров, были излюбленным лакомством.

В арабской медицине использовались все органы растения. Авиценна рекомендовал корень мака, отваренный в воде, при воспалении седалищного нерва, в виде лекарственных повязок на лоб против бессонницы. Семена мака употреблялись как средство, очищающее грудь, и при поносах, сок мака - как обезболивающее.

В европейской медицине наиболее широко применяли мак врачи Салернской школы медицины.

Современная медицина использует препараты мака в качестве обезболивающих, снотворных, противокашлевых и спазмолитических средств.

Глава 2. Практическая часть

При объяснении названий растений нам пригодится народная этимология. Рассмотрим происхождение названия интересного, полезного и очень своеобразного растения подбел (Tussilago farfara L.). В современном русском литературном языке так называют широко известное травянистое лечебное растение из семейства сложноцветных - Compositae, которое растет на склонах холмов, оврагов, на краях лук, полей, по берегам рек, распространяясь по всей территории России.

Научное латинское название рода Tussilago происходит от латинского слова tussis - «Кашель», то есть растение, которое употребляется при лечении кашля. Под названием farfara эта растение известно еще у римлян. Лекарства с подбела достаточно широко используются при всех грудных болезнях как противовоспалительное и отхаркивающее средство.

Растение подбел имеет много и народных синонимических названий: мать-и-мачеха , конское копыто, белокопытник, мать-трава и др. Самой распространенной среди этих названий является мать-и-мачеха.

Свое название белокопытник, лошадиное копыто растение получило благодаря тому, что округло-сердцевидные листья, которые появляются после цветения, формой своей немного напоминают конское копыто. А вот как объясняет название мать-и-мачеха. Принято было считать: "Родная любит, как летнее солнце греет, а мачеха не любит - холодная, как зимнее солнце, как зима". Этот же взгляд лег в основу названия растения. Особенность ее, которую разделяют и многие другие растения, заключается в том, что поверхность листьев ее блестящая и холодная, а нижняя часть беловатая, мягкая, теплая, словно покрытая паутиной. Таким образом, растение есть и «матерью» и «Мачехой».

Другим лекарственным растением, получившим свое литературное и народное названия по сходствам признаков, является травянистое растение из семейства росянковые (Droseraceae) росянка круглолистная (Drosera rotundifolia L.). Как научное название рода Drosera (греч. drosos - «Роса»), так и видовое название (лат. rotundifolia - «круглолистная») растение получило по форме листков. Росянка круглолистная относится к группе насекомоядных растений. Питается она не только питательными веществами, но и насекомыми. Ловит их росянка листьями. Листья растения покрыты крупными железками, выделяющими на своих ресничках густую липкую жидкость, которая на солнечном свете блестит, будто роса. Как только маленькое насекомое, привлеченные блестящими капельками жидкости, сядет на листок, оно сразу же прилипает к растению. Реснички листа постепенно сгибаются и покрывают насекомое. Железы выделяют жидкость, которая и переваривает тело насекомого. Через некоторое время реснички разгибаются, и листок приобретает прежний вид.

Интересно отметить, что это свойство растения ловить насекомых отражено и в польских народных названиях: rosnik mucholapka. Это растение еще называют росянка, мухоловка, солнечная роса и др. К насекомоядным растениям нашей флоры принадлежит маленькая травянистая росянка, растущая на болотах.

Перенос одного названия на ряд растений, которые имеют подобные свойства или похожи друг на друга, характерно для российской народной ботанической терминологии. Так, лекарственные растения кошачьи лапки двудомные (Antennaria dioica L. Gaеrtn.) и тмин песчаный (Helichrysum arenarium L. DC) в народе называют бессмертником. Название «бессмертник» оба растения получили потому, что их цветки и после цветения долго сохраняют свой вид.

Названия растений по месту их роста являются весьма распространенными. Проследим за возникновением народных названий для растения грязь обычная (Ledum palustre L.), которая растет на болотах или вблизи их, во влажных лесах, на лугах. Вариантами к Ledum palustre L. является багонник, багун.

Название растения багонник является вторичным по происхождению от этого слова: топких, грязь, болота и т.д., Которые попадаются в словаре на определение болотистой местности.

Калюжником в русских народных говорах называют лекарственное растение калужница болотная (Caltha palustris L.). Название понятно само собой. Это растение всегда растет у воды. Вот как описывается она в народных рецептах: «Раннюю весну вспоминаешь глядя на золотистую калужницу. Теперь [осенью], как и весной, они опять покрылись ярко-желтыми блестящими цветами. Калужница растет на мокрых местах, иногда наполовину в воде. Растение имеет достаточно влаги, питательных веществ и может цвести дважды в год. И весной, и осенью цветы появляются на одном и том же растении ». Отсюда и русское название калужница, от слова« калуга », что означает болото.

Движимость названия растения в пределах одного языка, а иногда и группы языков, определяется также и общностью медицинского применения. Подорожник большой (Plantago major L.) из семейства подорожниковых (Plantaginaceae). Это же название имеет совсем не схожее с ним растение синяк обыкновенный (Echium vulgaris L.) изсемейства жестколистных (Boraginaceae). Синий ранник и какая пахучая липкая мазь - делали свое дело. В народной медицине эти растения имеют одинаковое лечебное применение. Свежие листья и подорожника большого, и синяка обыкновенного прикладывают к ранам, фурункулов, порезов и язв.

Формы припутник, подорожник возникли путем образования новых слов с помощью префиксов и суффиксов. Из этих морфологических вариантов шире употребляется форма подорожник.

Подорожник, лечебные свойства которого были известны арабским и персидским врачам еще с X в., Имеет также название семижильник, которое он получил благодаря строению листьев. Иногда растение извлекает названия в связи с суеверным отношением людей к ней. Литературное название ядовитого лекарственного растения переступень белый (Bryonia alba L.), которое в научной литературе называют еще Бриония, как и другие народные названия этого растения, змеиная трава, черный виноград, преступление, плетень и др., возникло очень давно в связи с суеверием, что на переступень нельзя становиться ногами. Существует много легенд и преданий, что якобы человек, который вздумает выкопать его, станет калекой и даже может умереть.

И ягоды, и корни переступня белого действительно очень ядовиты, они содержат так называемые глюкозиды - брионин и брионидин. Эти ядовитые растения возбуждают и зажигают слизистые оболочки кишечника, желудка, почек, вызывая при этом рвоту, судороги и паралич центральной нервной системы. Частое употребление большого количества плодов и корней переступня может вызвать смерть. Известны случаи отравления домашних животных этим растением. Болезненные последствия от употребления плодов и корней переступня привлекли внимание людей к этому растению. Люди стали бояться его, обходить. Отсюда и возникли такое народное названия, как змеиная трава и другие.

ЭТИМОЛОГИЯ НАЗВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Каждый язык имеет собственную языковую картину мира, в соответствии с которой носитель языка организует содержание высказывания. Именно так проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке.

Язык - важнейший способ формирования знаний человека о мире. Отображая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует результаты познания в словах. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, и представляет то, что принято называть "языковой картиной мира". Если мир - это человек и среда в их взаимодействии, то картина мира - результат переработки информации о среде и человеке".

Растительный мир велик и многообразен, в языке он находит отражение в виде отдельных тематических групп: названия трав, цветов, кустарников, деревьев, ягод, лекарственных растений и т. д. Через названия растений, так же как и животных, явлений окружающей среды, названий ландшафта, можно восстановить концепты, существующие в сознании человека, и его взаимоотношения с окружающим миром, определить основные черты "языкового видения" человеком окружающего его растительного мира .

Ромашка аптечная - однолетнее растение семейства сложноцветных, высотой 15-60 см. Распространенное русское название, "ромашка", заимствовано из польского языка и происходит от латинского romana ("римская"): уже в середине XVI века поляки в качестве названия этого растения использовали выражение "романов цвет". Название ромашки на казахском языке "Т?ймеда?". Смысл этого слова означает - "романтика, юношество" В древнем Египте цветок ромашка посвятился Богу Дня Рага. На английском языке "Camomile" - означает "трава, травяная установка" .

Черемша (лат. - Allium ursinum, медвежий лук, дикий чеснок) - иногда черемшой называют Allium victoriale - лук победный. Многолетнее травянистое растение из семейства лилейных. Лук медвежий (Allium ursinum), или черемша, а по-белорусски цыбуля мядзвежая, или часнок мядзвежы - редкий, сокращающийся в численности вид, занес?нный в Красную книгу (II категория охраны).

Название черемша - очень древнее и имеет массу соответствий в европейских языках: в литовском ("дикий чеснок"), в греческом ("лук"), в ирландском ("чеснок") и др. Смысл его, видимо, подразумевает сильный запах, потому что чер?муха - известное мощным ароматом дерево - носит имя с тем же корнем. В словаре Даля лук медвежий также называется медвежье ухо. Видовое название, образованное от ursus ("медвежий"), дано этому растению за форму листовой пластинки, отчасти напоминающей ухо зверя. С медведем этот лук роднят и места обитания - оба большей частью водятся в труднодоступных дебрях. Черемша (каз.) - жабайы сарымса? торлы жуа, ?гіз тал, ramson (англ.) .

Женьшень является реликтом, живым памятником природы, сохранившимся от третичного периода. Когда в 1753 г. Карл Линней познакомился с этим растением, до Европы уже дошла громкая слава всеисцеляющего средства и поэтому ему было дано название, производное от слова Panacea, обозначающего "лекарство от всех болезней". Ботаническое название: Panax ginseng C.A.Меy. Аптечное: Женьшень (Radix Ginseng), Экстракт женьшеня (Panax Ginseng Extract liquid). Родовое название: Panax - "панакс", то есть панацея, лекарство от всех болезней .

Кроме научного названия существует еще много названий на языках народов тех стран, где женьшень растет, возделывается и используется. Наиболее распространенные из них следующие: (каз) адам тамыр; (рус.) настоящий женьшень, корень, корень жизни, человек-корень, стосил; (кит.) gin-seng, gen-seng, gin-zing, jin-chen, gin-zin, jen-shen, jen-kien, kui-kai, shen-t`sao, t`u-tsing, huang-shen, schin-schen, schin-scheng, schin-sen, som, sin-som; (маньчжур.) orkoda, orchota, orochota; sam (общее название, кор.), insam (культивируемый, кор.), sansam (дикорастущий, кор.); (яп.) ninjin, otane-ninjin, Tyosen-ninjin, Kusuru-ninjin; (монг.) kitipin kumunun; soasai (татар.); (англ.) ginseng, Chinese ginseng, Asiatic ginseng, Oriental ginseng, Korean ginseng, Japanese ginseng. язык лекарственный растение этимология

Китайское название корня ginseng, образовано от jen - человек и chen - корень. "Царь зверей - тигр, царь растений - женьшень" - говорит китайская пословица: Женьшень по-китайски - корень жизни, человек-корень. Русские названия растения: божественная трава, дар бессмертия, соль земли, корень жизни, чудо мира.

Толокнянка обыкновенная - Arctostaphylos uva-ursi(L.). Смысл слова "толокнянка" означает - мелкий кустарник. Казахский перевод толокнянки "Аю??ла?". На английском языке "Рtarmigan-berry". Алоэ - это теплолюбивое вечнозеленое растение. Название произошло от арабского слова "alloeh", - что означает горькое растение. Латинское название рода происходит из арабского языка, в переводе с которого означает "горький" . Более точное написание научного названия -Aloл, где буква л - не русская "?", а латинская e со знаком диерезиса . В качестве русского названия растений рода Алоэ иногда используется слово "столетник". Казахский перевод алое "Ал?ызыл". На английском языке называется "Scarlet". Это слово означает "алый цвет".

Береза - Betula, ?айы?. Русское слово бер?за происходит от праслав. *berza, *bherg`os от корня *bhereg "светиться, белеть". От этого же корня произошли: англ. birch.Родовое название Betula происходит от латинского слова beatus - осчастливленной, блаженный и связано, по-видимому, с состоянием человека, когда он весной попьет живительного березового сока. В индоевропейских языках слова "береза" было прилагательным и значило светлая, белая.

Брусника - лат. Vaccнnium vнtis-idaйa - видовое название vitis-idaea в переводе собственно означает - "виноградная лоза с горы Ида". Происхождение его связывают с латинским словам bacca-ягода, со временном, превратившемся в Vaccinium. Одни считают, что оно произошло от слова vinciris - вязать, связывать. Другие - от слова Їvis? - сила, благодаря способности растения быстро укореняться.

Человечество использует лекарства с древних времен. Так, в Китае за 3000 лет до н.э. в качестве лекарств использовали вещества растительного, животного происхождения, минералы. И в настоящее время жизненная сила природы готова поддержать человека в его трудные минуты.

Список использованных источников

  • 1. Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений. - 2004. - С. 15-88.
  • 2. Горкин А.П. Лекарственные растения. - 2006. - С. 3-560.
  • 3. Обухов А.Н. Лекарственные растения, сырь? и препараты. - Краснодар: книжное издательство. - 2000. - С. 101-180.