Все про уход за автомобилем

Пойдите- научитесь- что значит: милости хочу- а не жертвы. Путеводитель по библии Исцеление Иисусом в субботу сухорукого

В 90‑х годах прошлого века строилась железная дорога Козельск - Сухиничи. На постройку этой дороги и был назначен инженер Beйденгаммер. Он был, как сам о себе говорил, человек неверующий и развратный. Кутила. Был женат и имел дочь, но жене постоянно изменял. Среди постоянных мимолетных увлечений он встретил девушку, которую серьезно полюбил. Он приехал с ней, как с женой (это был т. н. гражданский брак. - Ред.), и поселился в Козельске на время постройки этой ветки железной дороги.

Жена его (он называл ее Даня) была человеком удивительной кротости и влияла на мужа своей светлой личностью. С ней он начал перерождаться. Скоро Даня стала духовной дочерью оптинского старца Иосифа. Когда она шла к старцу, муж сопровождал ее и терпеливо ожидал, сидя на скамейке недалеко от хибарки в скиту…

Иеромонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)

Скоро постройка дороги окончилась. Инженера командировали на другую стройку - Ростов-на-Дону. Уезжая, он сказал Данечке, чтобы она скорее управилась со своими домашними делами и ехала к нему. Оставшись пока в Козельске, она первым долгом отправилась к старцу, благословилась распродать свою мебель и подготовиться в дорогу. Потом исповедовалась у батюшки, причастилась, пособоровалась и отправилась в дорогу. Во время пути ей надо было сойти; она торопилась выйти и попала под поезд.

Дали знать Вейденгаммеру. Скорбь его была безгранична, он совершенно отчаивался, хотел застрелиться, но мысль: «Ведь Данечка не погребена, кто же будет ее хоронить?» - держала его. Он доехал и похоронил Данечку в Рудневе около церкви (это дача Шамординского монастыря): она особенно любила это место… Теперь он свободен и должен покончить с собой. Но появилась еще одна мысль: «Ведь Данечка так любила старца, пойду ему сообщу».

Рассказал он старцу о ее смерти и при этом признался, что теперь не может жить… Смиренный, кроткий старец необычно твердо сказал: «Ты должен поступить в монастырь в память Дани». «Как же я могу поступить, когда я неверующий развратник?»

«Ты должен это сделать в память Дани», - опять твердо сказал старец. «Я пьяница, курильщик». «Пей, кури, но так, чтобы никто не видел». Он долго и много охаивал себя, и на все это был один твердый старческий ответ: «Все равно, при всем этом ты должен поступить в монастырь!».

И вот он поступает в скит.

Он не мог, конечно, сразу стать настоящим монахом. Изредка только ходил в церковь. Допоздна трудился над планами, если были какие‑либо постройки в Оптиной или Шамордине. Ездил туда на постройки. И в окне его кельи далеко за полночь светился огонек…

А затем было получено известие о его смерти. Подробностей никто не знал, только стало известно, что под конец жизни он сделался истинным монахом.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эта история, рассказанная монахиней Амвросией (Оберучевой), произошла с родственником жены известного писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Она еще раз напоминает нам слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13) и дает надежду всем, чья жизнь не безупречна в нравственном смысле. Рассказ еще раз подтверждает истину о том, что всякого человека, будь он даже последним злодеем, если он откажется от греха и покается, Господь примет в Свои объятия, как любимого и долгожданного сына. В летописи Предтеченского скита Оптиной пустыни есть несколько записей о Вейденгаммере. В подтверждение сказанного две из них приведем здесь:

«1900. Ноября 13. Понедельник. Поступивший в скит 5 июня сего года послушник Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходит из потомственных дворян Московской губернии Рузского уезда. Окончил курс наук в Императорском Московском техническом училище инженер-механиком. До поступления в скит служил старшим ревизором тяги на Средне-Азиатской железной дороге Закаспийской. От роду 57 лет.

1916. Апреля 17. <…> Сегодня вечером последовала внезапная кончина рясофорного монаха о. Виктора (Алексеевича Вейденгаммера), поступившего в скит в 1900 г. Покойный страдал приступами удушья давно, и с ним было уже несколько ударов. Видимо, один из таковых и прекратил его жизнь. О. Виктор приобщался Св. Христовых Таин на Страстной седмице и в Великие Светлые дни находился в высоком духовном настроении. Простота, искренность, доброта, прямодушие, чуждое лицемерия и лукавства, и отзывчивость на всякую скорбь ближнего приобрели ему общее уважение, и он пользовался ото всех любовию и расположением.

Талант, данный ему от Господа, особенно проявлялся в знании им инженерного, архитектурного и технического искусства; в том же деле трудился он неленостно в монастыре и скиту и своими познаниями приносил большую пользу обители. Трудолюбие и высокие его нравственные качества дают твердое основание надежде на блаженное воздаяние ему в вечности. В этом уповании утверждает и то обстоятельство, что почивший после того, как раздался зов Божий в катастрофе с его женою, раздавленною поездом на ж. д., не замедлил порвать с миром, несмотря на вся красная и благая его, предпочтя сим последним «единое на потребу».

Достойно примечания, что гроб с телом умершего, стоявший в храме до пятницы, в удовлетворение просьбы родных, желавших присутствовать на погребении,

не обнаружил никаких признаков тления. Могила покойного - рядом со свежею могилою иеромонаха о. Ираклия. Вечная им память».

Подготовила монахиня Евтропия (Бобровникова)

Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

Итак, жертва Каина не соответствовала его положению пред Богом. Как грешник, и великий грешник, он должен был принести не плоды земли, означавшие жертву благодарности, а жертву повинности. Такой жертвой могла быть только жертва от стад. К тому же, и дела Каина были злы (1 Ин . 3:12). Они потому были «злы», что это были дела фарисейской самоправедности, исключающей спасение верой в жертву Искупителя (Лук. 18:9 - 14). Каин - человек верующий, но не рождённый от Бога; да и вера его только внешняя видимость. И сам его дар - видимость, лишь внешняя форма, скорее обязанность, чем выражение искренней веры и преданности. Его вера ищет спасения своими делами и заслугами. Но Писание говорит очень ясно: «…делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16; Рим. 3:20)!

Каин - образ людей самоправедных и самонадеянных, людей фарисейской, мёртвой религиозности, которая, принося дары Богу, не приносит себя. Внешне служа Богу, не упражняется в благочестии. Такого рода формальным служением, жертвой без отдачи сердца, почитанием без подчинения, без перемены жизни угодить Богу невозможно!» (приводится по публикации на сайте “Код альфа и омега”, Книги, В.Я.Канатуш “Герои Ветхого завета”, гл. 3 “Верой Авель…”: http://caw.dem.ru/books/heroes/heroes_3.htm).

Ещё одно мнение о практике жертвоприношений, принадлежит выпускнику философского факультета МГУ, ныне диакону РПЦ и профессора Московской духовной академии, старшему научному сотруднику кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрею Кураеву. Он выразил его в контексте статьи “Заповеди Эдема”:

“Возделывание земли” - это её расчленение. Библейское сознание, как и вообще архаическое мышление, чрезвычайно дорожит конкретной оформленностью мира. Многообразию мира постоянно угрожает хтоническая неразличимость всех вещей. В Библии величайшим чудом Творца оказывается то, что Он смог преградить бег морским волнам (и чем - песком! то есть веществом, слабее и податливее которого, казалось бы, ничего и быть не может). Своим трудом человек должен закрепить и подчеркнуть “космичность” (в смысле сложноорганизованность, иерархичность) мира. Грех же есть там, где эти грани стираются. Грех Евы в том, что она отнеслась к древу познания как к любому другому. И первое следствие грехопадения было в том, что мир стал беднее: разрушен Эдем, и пространство Междуречья стало таким же, как и любая иная область Земли. Бог отделил Эдем от остального мира (Быт 2:8) - а человек не смог сохранить эту святыню. И затем дары Каина будут отвергнуты Богом именно потому, что не “возделаны”, не “отделены”. Христианская традиция комментариев Библии полагает, что жертвоприношение Каина оказалось недолжным - и именно потому, что Каин не пожелал взять на себя труд выбора и различения. “Авель принёс жертву по выбору, и Каин без выбора; Авель избрал и принёс первородных и туки, Каин же принёс или колосья, или вместе и колосья и плоды, бывшие в то время", - пишет преп. Ефрем Сирин . То же самое и у свт. Иоанна Златоуста: жертва Каина не принята Богом - потому что первенец Адама “принёс, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора” .

Из ошибки Каина можно понять и призвание труда Адама. Труд человека должен усугубить специфичность (“космичность”) мира; охранить и изменить мир» (цитировано по публикации в интернете по адресу http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book amp;id=786).

Таковы интерпретации неких событий глубокой древности в разных традициях истолкования библейских текстов и жизни на их основе.

Коран излагает версию событий в основном аналогично Библии:

Сура (глава) 5: «27 И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: “Я непременно убью тебя!” Тот сказал: “Ведь Бог принимает только от богобоязненных. 28. Если ты прострёшь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Бога, Господа миров. 29. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это - воздаяние неправедным”.

Если коротко передать смысл всех этих интерпретаций, то, несмотря на некоторые их разногласия, они едины в том, что:

Богу, по крайней мере во времена, описываемые в Ветхом завете, было угодно, чтобы, признавая перед Ним свои грехи, люди приносили Ему жертвы, убивая в процессе жертвоприношений как минимум животных, которые в грехах людей не повинны.

В наши дни такое в большинстве своём пишут субъекты, для которых убийство - это всего лишь пустое, абстрактное слово или картинка на экране телевизора, подчас поданная очень зрелищно и увлекательно, а то и в форме эстетически отточенного ритуала, но сами они в большинстве своём убийств ни людей, ни животных не совершали, и потому в их психике нет гнетущих впечатлений от совершённых ими убийств. За их отсутствие как таковое им следует благодарить Бога, но при отупелости их чувств и подавленности интеллекта традициями, отсутствие такого рода впечатлений позволяет им злословить на темы угодности Богу разнородных убийств с целью жертвоприношения. В отличие от такого рода «абстракционистов» те, кто упивается убийствами, в их большинстве знают, что совершают они убийства, в том числе и ритуальные, в угоду не Богу, а дьяволу и бесам.

Те же, кто не отупел чувствами и мыслями от убийств, в которых им довелось соучаствовать или свершению которых довелось сопереживать, те, чья психика не раздавлена интеллектуализмом той или иной традиции жертвоприношений, подобным приведённому выше, - те имеют основания в их психике для того, чтобы усомниться в том, что Богу и людям когда-либо были необходимы кровавые жертвоприношения кого бы то ни было.

Утверждение о необходимости кровавых жертв - один из вопросов, в котором культы жертвоприношений, уничтожают нравственно-этическую разницу между Богом и дьяволом: с их мировоззренческих позиций кровавые жертвы угодны обоим, хотя, как они утверждают, у Бога и дьявола свой вкус в том, кого и как надо приносить в жертву каждому из них.

Причём исторически реально традиции комментирования Библии настолько оторвались от её текста, что в пересказах и толкованиях (включая и те, что мы привели выше) предстают в искажённом до неузнаваемости виде многие описываемые в Библии события. Поэтому для выведения библейских богословов на чистую воду следует обращаться к самим текстам Библии, не забыв при этом активизировать чувства и взаимодействие правого (отвечает за образность мышления) и левого (отвечает за лексику и логику) полушарий головного мозга.

Обратимся к самим текстам Библии, относящимся к жертвоприношениям Каина и Авеля и убийству Каином брата:

Бытие, гл. 1: «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу ; 30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

Потом, чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, смотри, как Он опять смягчает слова Свои, когда в обличение фарисеев говорит: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы .

Он сказал это для того, чтобы укорить их в незнании Писания, и употребил строгое слово не потому, будто бы Сам гневался на фарисеев, но чтобы вывести мытарей из сомнения. Он мог бы сказать: или вы не знаете, как Я отпустил грехи расслабленному? Как укрепил его тело? Но ничего такого Он не говорит, а сначала употребляет доказательство общее, а потом приводит слова Писания.

Итак, опровергши фарисеев и общими доказательствами, и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию . Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: Вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3:22) ; и в другом месте: Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе (Пс. 49:12) . А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23) .

С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: , не остановился на этих словах, но присовокупил: к покаянию , – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.

Итак, когда Христос совершенно заградил уста фарисеев доказательствами, заимствованными как из Писания, так и из обыкновенного порядка вещей, и они ничего не могли сказать Ему вопреки, – потому что, обвиняя Его, сами оказались виновными и противниками ветхозаветного закона, – то, оставив Его, они опять начинают обвинять учеников.

Евангелист Лука говорит, что их обвиняли фарисеи (Лк. 5:17) , а Матфей приписывает это ученикам Иоанна. Но вероятно, что и те и другие обвиняли учеников Христовых. Можно думать, что фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собою и учеников Иоанна, как после брали иродиан. Действительно, ученики Иоанна всегда завидовали Христу и противоречили Ему, и тогда только смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу; тогда они пришли возвестить об этом Иисусу, но после опять возвратились к прежней зависти. Что ж они говорят?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Шедше! - этим словом облечены следующие мысли: «Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше». Оно - страшно. Слова Божии милости хощу, а не жертвы объясняют его. Слова эти имеют такое значение: «Вы не можете приносить жертв: все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, соединены, смешаны с ним, все помышления, чувствования, действия ваши недостойны всесвятого Бога, не могут быть благоприятны Ему. И потому Бог объявляет вам, что Он не только не требует от вас жертв, но и не благоволит, чтоб вы приносили их. Познайте глубину вашего падения; познайте лютость повреждения вашего, вполне отвергните упование на себя; восчувствуйте соболезнование к себе, которого не имеете лишь по причине самомнения, самообольщения, ожесточения, ослепления ваших! Стяжите милость: совокупите ваше действие относительно вас с действием Божиим; споспешествуйте вашим действием действию Божию. Окаменевшие сердца, смягчитесь! Умилосердитесь над собою и над всем человечеством: вы, как и все без исключения человеки, - создания, отверженные Создателем за произвольное отвержение Создателя, создания несчастные, пресмыкающиеся, мятущиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада; создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею; создания, низвергнутые на землю из рая за возмущение в раю против Бога.

Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого - по воле Божией.

Аскетическая проповедь.

Блж. Иероним Стридонский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

пойдите, научитесь, что значит

Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит:

«милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Господь ходил на пиршества грешников, чтобы иметь случай к научению и подавать приглашавшим Его духовные яства. Затем, когда неоднократно говорится, что Он проводил время на пиршествах, то говорится только о том, что Он там делал, чему учил, так что показывается и смирение Господа в хождении к грешникам, и могущественное действие Его учения в обращении кающихся. Следующие затем слова: Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6) и: Я пришел призвать не праведников, но грешников , - в которых приводится свидетельство пророка, - служат к поношению книжников и фарисеев, которые, считая себя праведниками, отклоняли от себя общение с мытарями и грешниками.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Евфимий Зигабен

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы? не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы

Упрекает их в незнании Писаний и смиряет их гордость, потому что они гордились жертвами. Слова эти значат: Я не делаю ничего противного Божественному Писанию. Бог, говоря чрез пророка: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6), показал, что милость лучше жертвы; поэтому и Я, оказывая милость больным грехами, посещаю их, как врач,– вращаюсь между ними и врачую всяким способом.

не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

Я не пришел обратить (на путь истины) праведных, потому что они сами для себя достаточны для спасения; но объявляю: Я пришел только ради одних грешников, нуждающихся в покаянии; каким же образом Я буду гнушаться тех, ради которых пришел? А Златоуст говорит, что Христос сказал это с упреком: не приидох призвати праведники , какими вы сами себя считаете…

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Троицкие листки

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Пойдите в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, научитесь , если вы доныне не научились еще, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы? Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель, то Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел: Ибо Я пришел призвать не праведников , таких мнимых праведников, как вы, но грешников , сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников Я пришел призвать к покаянию . Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям! Оглянемся: нет ли и в нас фарисейского пренебрежения к немощам ближнего, и не таится ли в нас на самом дне души это самообольстительное: несмь, якоже прочии человецы, я еще не такой отчаянный грешник, как вот тот человек?.. Если есть хотя бы тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас – далече Царствие Божие, Христом возвещенное…

Троицкие листки. №801-1050.

«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения - важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее - глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.

Иегова - «Бог великий и страшный» (Втор 7:21) , но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.

Христос объясняет:«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13) . Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).

Милостыня - важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).

Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».

Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».

А. С. Пушкин, «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.