Все про уход за автомобилем

Президиум совета при президенте Российской Федерации и образованные им рабочие группы и комиссия как федеральные специализированные антикоррупционные органы: правовое регулирование и вопросы повышения эффективности их деятельности. Заседание президиума со

Дмитрий Медведев провел Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. В повестке встречи обсуждался, в частности, национальный проект «Международная кооперация и экспорт». В заседании принял участие Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров .

В своём выступлении Дмитрий Медведев подчеркнул, что программа нацелена на повышение конкурентоспособности российских товаров и расширение их присутствие на мировых рынках.

«На это должна быть сориентирована наша промышленная и торговая политика, включая действующие инструменты госрегулирования, отраслевые и корпоративные программы. В секторе аграрно-промышленного комплекса мы ждём увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого требуется модернизация производства, перевооружение предприятий. Предстоит усовершенствовать всю товаропроводящую инфраструктуру», - отметил Премьер-министр.

После окончания заседания глава Минпромторга России Денис Мантуров ответил на вопросы журналистов относительно нацпроекта по экспорту. По его словам, Совет одобрил паспорт проекта, предусматривающий рост объема экспорта до $250 млрд к 2024 году.

«На нацпроект предполагается выделить из бюджета 956 млрд рублей, из которых 103,8 млрд рублей уже прописаны в инвестпрограммах. А на развитие промышленности в рамках проекта - 350 млрд рублей в течение шести лет, на агропромышленный комплекс - тоже 350 млрд рублей», - рассказал Министр.

О ходе реализации проектов по направлению «Международная кооперация и экспорт», о специальном инвестиционном контракте.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

У нас с вами заседание президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Это наша первая встреча после формирования нового состава Правительства. Мы, по всей вероятности, и состав президиума должны будем обновить с учётом того, что происходило.

Сегодня обсудим, как наиболее эффективно организовать работу по национальным проектам, которые предстоит разработать в рамках майского указа Президента. Они охватывают все самые важные направления развития нашей страны – и в экономике, и в социальной сфере.

Разумеется, мы с вами в таком составе начинаем не с нуля. За последние два года мы не только запустили приоритетные проекты и программы. Мы активно работаем по их исполнению. Однако новые задачи требуют обновления подходов к проектной деятельности, переформатирования ряда позиций, новых механизмов работы.

Что хотел бы сказать вначале, перед тем, как мы с вами обсудим общие вопросы работы над проектами в нынешний период?

Во-первых, теперь кураторами национальных проектов будут заместители Председателя Правительства – каждый по своим вопросам. Непосредственными руководителями проектов выступают министры, и они будут нести персональную ответственность за их реализацию. В каждом министерстве необходимо определить заместителя министра, который отвечает за проектную работу. Исхожу из того, что коллеги уже это сделали. Хотел бы, чтобы мне обобщённый список был представлен, кто в каждом конкретном министерстве отвечает за работу по национальным проектам. Ну а в субъектах Федерации ответственность за национальный проект ложится на руководителей регионов. В каждом субъекте планируется сформировать проектный офис, который займётся организацией проектной деятельности.

Во-вторых, мы вырабатываем показатели национальных проектов. Определяем результаты, к которым должны прийти, контрольные точки по их достижению. Всё это нужно сделать так, чтобы это было понятно людям, будь то строительство жилья или обустройство городской среды, поддержка малого бизнеса или развитие здравоохранения и так далее.

В-третьих, национальные проекты должны финансироваться приоритетно – именно потому, что это и есть приоритеты, то есть в первую очередь. Чтобы обеспечить эту задачу, всю проектную деятельность нужно синхронизировать с бюджетным циклом. Мы только что на эту тему с коллегами говорили на совещании с участием вице-премьеров.

Сегодня мы рассмотрим проекты в рамках направления «Международная кооперация и экспорт». Президентом была поставлена задача – создать в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агрокомплексе, высокопроизводительный экспортно ориентированный сектор. В цифрах – это увеличение объёма несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долларов к 2024 году. И до 100 млрд долларов – объёма экспорта услуг.

Нужно серьёзно поработать над развитием экспортных возможностей. Это и промышленность, и аграрно-промышленный комплекс, и сфера услуг. Среди первоочередных мер – отмена избыточных требований при лицензировании экспорта и требований валютного контроля, который в избытке существует тоже в ряде случаев. Развитие на базе Росэкспортцентра системы «одного окна», которая позволит минимизировать вмешательство контролирующих структур. Создание и улучшение логистической инфраструктуры – это прежде всего касается экспорта сельхозпродукции.

По оценкам Российского экспортного центра, чтобы выйти на заявленные позиции, нам нужен ежегодный объём несырьевого экспорта примерно 50 млрд долларов. А это невозможно сегодня без новых инвестиций, новых производств, без активного участия государственных институтов развития – я имею в виду Внешэкономбанк и другие институты.

Кроме того, нужно модернизировать российские торгпредства за рубежом. Завершить формирование эффективной и современной системы финансовой поддержки экспорта.

О национальных проектах «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Вступительное слово Дмитрия Медведева

У нас сегодня регулярная встреча в рамках президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сегодня обсудим предложения ещё по двум национальным проектам, которые мы с вами готовим в рамках выполнения майского указа Президента №204. Первый касается производительности труда и поддержки занятости, а второй - развития малого и среднего предпринимательства и индивидуальной предпринимательской инициативы.

Несколько слов по производительности труда. Все задачи известны. В послании Президента была поставлена задача, чтобы производительность росла темпами не ниже 5% в год. Пока мы по этому показателю существенно отстаём от мировых лидеров, многие из них давно уже сделали это приоритетом экономической политики. Мы запустили профильную программу чуть меньше года назад, в августе 2017 года. Её цель - помочь регионам реализовать соответствующие проекты, апробировать целый ряд типовых решений. Посмотрим, как она будет развиваться. Участниками программы стало более 200 предприятий в 16 регионах. Мы предусмотрели различные инструменты финансовой поддержки, запущена программа льготных займов Фонда развития промышленности. В рамках предварительных итогов на отдельных предприятиях рост производительности труда может составить более 20%.

Успешный опыт есть и у делового сообщества. Есть ситуации, когда этот показатель удалось увеличить даже не на проценты, а в разы, но это скорее исключительные примеры, нежели повсеместная практика. Причём это не всегда связано с какими-то фантастическими расходами, в ряде случаев достаточно просто правильной мотивации, контроля. Теперь этим процессам мы должны постараться придать системный характер. Есть предложения по паспорту национального проекта, который подготовило Министерство экономического развития, предполагается задействовать около 10 тыс. средних и крупных предприятий в базовых несырьевых отраслях. Подробнее расскажет Министр экономического развития и Министр труда.

Главный целевой показатель второго национального проекта, который мы сегодня обсуждаем, также определён майским указом - это увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе и индивидуальных предпринимателей до 25 миллионов человек (по текущей ситуации это 19 миллионов 200 тысяч человек, по данным Федеральной налоговой службы). Кроме этого предполагается расширить долю сектора в несырьевом экспорте, увеличить банковское кредитование и закупки со стороны государственных компаний. Для малого и среднего бизнеса была создана инфраструктура поддержки - профильная корпорация развития, гарантийная система. Мы занимаемся снижением ставок по кредитам, в качестве покупателей привлечены государство, государственные компании. Запущен приоритетный проект, но его действие заканчивается в 2019 году. Есть предложения, которые подготовило Минэкономразвития, по структуре и наполнению национального проекта - это упрощение налоговой отчётности, расширение доступа к имуществу на льготных условиях, включая доступ к земле, активизация цифровых платформ поддержки, автоматизация отчётности о продажах у самозанятых, совершенствование системы закупок государственными компаниями и целый ряд других идей.

Брифинг Максима Топилина по завершении заседания

Из стенограммы:

М.Топилин: Мы обсудили один из проектов, связанный с повышением производительности труда и поддержкой занятости. Министерство участвует в этом проекте в части программы поддержки занятости. Мы в этом году уже достаточно успешно начали пилотировать этот проект в шести регионах: Пермский край, Башкортостан, Татарстан и ряд других регионов. Я считаю, что позитивный результат работы всех служб, которые в этом участвуют, - это то, что работодатели стремятся сохранить тех работников, которые работают на пилотных предприятиях. Это касается практически всех. Средства, это 500 млн рублей в этом году, прежде всего идут на обучение тех сотрудников, которые начинают работать, и им требуются новые компетенции в связи с тем, что идёт, допустим, переоборудование или организация каких-то новых линий.

Второе направление связано с организацией труда. Мы подзабыли эту тему - научная организация труда. Сегодня даже от представителей малого бизнеса прозвучало, что у нас в вузах недостаточно серьёзное внимание уделяется научной организации труда. Когда я учился, этот предмет проходил. Действительно, сейчас надо подумать над тем, чтобы в вузах эту тему немного оживить.

Мы будем продолжать эти программы, на них будет выделяться чуть менее 1,5 млрд рублей каждый год. Сейчас мы с Минфином будем уточнять эти позиции, ещё идёт бюджетный процесс, все вопросы, связанные с бюджетными проектировками, сейчас будут стыковаться с национальными проектами. Предполагаем, что это будет порядка 21 тысячи работников в год по тем объёмам финансирования, которые предусматриваются. Всё новые регионы будут входить в этот проект. Мы исходим из того, что очень важно будет эти управленческие технологии - организации труда, бережливого производства - внедрять в стандарт работы предприятий.

Важным направлением является то, что мы сейчас создали вместе с Минэкономразвития цифровой контур. Суть заключается в том, что мы предприятиям предлагаем автоматизированный продукт, который позволяет проанализировать различные потери, например, по тем элементам организации труда, о которых я говорил. Что это такое? Например, больничные листы. Много или немного издержек несёт предприятие на больничные листы? Много или немного издержек несёт предприятие в связи с тем, что организация труда построена неверно? Много или немного издержек несёт предприятие в связи с тем, что условия труда соблюдаются недолжным образом и предприятие платит дополнительные деньги в Пенсионный фонд в виде тарифа (соответственно, идут потери)? То есть надо модернизировать рабочие места. Инспекция проверяет зачастую. Есть нарушения трудовых прав. Это так называемый институт, инструмент онлайн-инспекции, когда предприятия могут сами проверить, правильно ли у них организовано построение всех трудовых норм: есть ошибки или нет ошибок, могут быть штрафы или нет потенциально - предприятия сами себя могут просчитать таким образом и посмотреть без проверок, насколько они могут оптимизировать ресурсы и уйти от излишних затрат. Поэтому это направление тоже будет нашим элементом в программе.

Ещё одно небольшое направление - это модернизация работы центров занятости. Будут выделяться небольшие ресурсы, порядка 600 млн рублей в год, для того чтобы центры занятости в каждом регионе сделать пилотными, обучить сотрудников, сделать их работу проактивной. Как с инвалидами мы работаем: не инвалиды приходят в службу занятости, а служба занятости должна в приоритетном порядке работать с инвалидами, выявлять их потребности и с ними работать. То же будет и на предприятиях, которые будут входить в программу повышения производительности труда.

Вопрос: Как на производительности труда скажется законопроект о пенсиях, внесённый Правительством?

М.Топилин: Я считаю, что он повлияет положительно. Мы с вами понимаем, что если на рынке труда существует серьёзный дефицит рабочих рук, то возникает стремление переманить работников или гонка заработных плат, не всегда необходимая для экономики в тот или иной период. Поэтому мы исходим из того, что это будет позитивное влияние. Сегодня в комитете Госдумы по бюджету законопроект был поддержан, одобрен. Я там говорил о том, что у нас сейчас единственная с точки зрения рынка труда возможность повышать пенсионный возраст. Потому что сейчас выходит на рынок малочисленное поколение, которое родилось в 1990-е годы. У нас другого окна возможностей в ближайшее время не будет. Можно сколько угодно говорить о том, что на рынок труда выходит столько-то людей, а в связи с повышением пенсионного возраста остаётся чуть больше или чуть меньше… Во-первых, год на год не приходится, это разная динамика, разные цифры. Но самое главное, что такой ситуации, когда у нас серьёзный минус на входе, в ближайшие годы не будет, у нас будет плюс через некоторое количество лет.

Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания

М.Орешкин: Сегодня на заседании президиума Совета по стратегическому развитию мы рассматривали два национальных проекта. Идёт планомерная работа по подготовке всех национальных проектов. Сегодня на повестке дня были проект по развитию малого и среднего бизнеса и проект по производительности труда.

Если говорить о проекте по производительности труда, то здесь в первую очередь речь идёт о достижении повышения производительности труда, не связанного с ростом инвестиций, а связанного с поиском внутренних резервов предприятий, созданием специальной системы, которая будет помогать предприятиям повышать производительность труда.

Этот проект уже был запущен в августе прошлого года. В прошлом году было 7 пилотных регионов, сейчас количество регионов увеличивается до 16. Работа здесь планомерно идёт. Поставлены амбициозные задачи по достижению количества предприятий, вовлечённых в программу, на уровне 10 тыс. Сейчас создаётся вся инфраструктура для того, чтобы эти целевые показатели обеспечить, чтобы в итоге они позволили достичь роста производительности на 5% ежегодно.

Что касается проекта по росту малого и среднего бизнеса, здесь также амбициозные показатели - и роста численности занятых в этом сегменте, и роста доли этого сегмента в валовом внутреннем продукте. Здесь целый комплекс мер, которые будут поддерживать предприятия от самого старта, от появления идеи, до регистрации: обращение за сервисами поддержки, получение необходимых знаний для развития предприятий…

Самый затратный, самый важный элемент - улучшение доступа к финансированию. Здесь мы говорим о том, что ставки по кредитам для малого бизнеса должны снижаться. И одна из проблем, которую мы видим: банки исторически не привыкли работать с малым и средним бизнесом. Не развиты такие инструменты, как лизинг, факторинг. Не всегда эффективно и в достаточном объёме работают микрофинансовые организации. По всем этим цепочкам мы будем вести планомерную работу, чтобы финансовые ресурсы становились доступнее для малого и среднего бизнеса.

Вопрос: Максим Станиславович, есть ли расчёты, как на повышение производительности труда повлияет повышение пенсионного возраста в России?

М.Орешкин: Я могу сказать, какое влияние оказывает программа, которая реализуется, посмотреть по отдельным предприятиям. У нас есть результаты, когда предприятия, уже участвующие в программе, показывают динамику роста на десятки процентов. Самое важное, мы видим, что зачастую не происходит высвобождение избыточных трудовых ресурсов, поскольку люди переобучаются благодаря этой программе, остаются на предприятиях, занимают новые позиции, получают новые компетенции. Поэтому в целом национальный проект по производительности труда не ведёт к каким-то серьёзным потрясениям для рынка труда, а скорее ведёт к увеличению уровня дохода через рост экономики, рост производительности.

Кабанов Павел Александрович, доктор юридических наук, директор НИИ противодействия коррупции ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права" (г. Казань).

В работе впервые с криминологических позиций описывается правовое регулирование деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий), рассматривается и оценивается специфика их деятельности, а также предлагаются меры по совершенствованию их деятельности. В числе основных мер по повышению эффективности деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции предлагается привести положение о нем в соответствии с действующим российским федеральном законодательством о государственной службе и антикоррупционным законодательством, а для повышения эффективности деятельности образуемых им вспомогательных рабочих органов (групп и комиссий) необходима разработка положений о них с закреплением в них целей и задач деятельности, единых требований к персональному составу и др.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, совет, президиум совета, конфликт интересов, государственная служба, государственный служащий, рабочая группа, комиссия.

Presidium of the Russian Federation President"s council and established working teams and committee as the federal specialized anti-corruption authorities: legal regulation and raise of their efficiency

The author of the article describes legal regulation of anticorruption activities performed by the Presidium of the Russian Federation President"s Council and support facilities (teams and committees) from the point of view of criminology. The author also describes and analyzes specific features of their activity and proposes his own ways to improve it. One of such ways to raise efficiency of the Presidium of the Russian Federation President"s Council in the sphere of corruption is to bring this provision into compliance with the current federal laws about state service and corruption. In order to raise efficiency of activities performed by supportfacilities (teams and committees) it is necessary to establish certain legal provisions that would fix the purposes and tasks of their activity as well as unified requirements for the personnel and etc.

Key words: corruption, fight against corruption, committee, presidium, council, conflict of interests, state service, state officer, working team.

Противодействие коррупции - сложная, последовательная, многоуровневая и многоаспектная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и всего населения. Для реализации этой функции современного Российского государства разрабатываются надежные инструменты и механизмы противодействия коррупции и создаются специализированные федеральные, региональные, ведомственные и муниципальные антикоррупционные органы. Среди антикоррупционных органов особое место занимает Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту - совет. - Примечание автора - П.К .), в полномочия которого входит решение следующих задач: а) подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции (формирование государственной антикоррупционной политики); б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции (координация антикоррупционной деятельности); в) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции (контроль за реализацией антикоррупционной политики) <1>. Совет возглавляет Президент Российской Федерации, он же для решения основных задач формирует и его состав. Численный состав совета несколько раз изменялся, но на начало октября 2012 г. его численность составила 29 человек <2>.

<1>
<2>

Для обеспечения решения задач, возложенных на совет, при нем был создан постоянно действующий орган - президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (далее по тексту - президиум. - Примечание автора - П.К. ) со специальной компетенцией и несколькими функциями. Основные функции президиума можно разделить на две группы: а) технического обеспечения деятельности совета (формирование повестки дня заседаний Совета и создание рабочих групп (комиссий) по отдельным наиболее сложным и важным вопросам реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции); б) функционального обеспечения эффективной деятельности совета (рассмотрение вопросов, связанных с реализацией решений Совета и исполнение полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении определенной категории должностных лиц органов государственной власти). Разумеется, что эти функции Президиума взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. На начало октября 2012 г. в состав президиума Совета входили 17 человек - все представители федеральных органов государственной власти.

Обращаясь к анализу работы президиума, судя по доступной информации, размещенной на сайте Совета, и отдельным публикациям в средствах массовой коммуникации, необходимо отметить, что этот орган относительно часто, как правило, раз в месяц собирался для рассмотрения текущих вопросов. Судя по официальным данным, с 24 июня 2010 г. по 1 октября 2012 г. президиум Совета собирался на свои заседания 17 раз (по неофициальным данным около 30 раз. - Примечание автора - П.К. ), как правило, для рассмотрения текущих вопросов, связанных с выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. При этом только дважды на заседании президиума Совета рассматривались материалы, связанные с исполнением им полномочий комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (28 сентября 2010 г. и 24 мая 2011 г.). Не исключено, что в дальнейшем практика использования президиума совета в качестве органа по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов будет расширена. Однако здесь становятся очевидными противоречия между указом Президента РФ, регулирующим деятельность президиума как органа по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, и положениями федерального законодательства о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции. В частности, положениям п. 6 ст. 19 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" <3>, предусматривающим требования к персональному составу органа, рассматривающего поступившие материалы о несоблюдении государственным гражданским служащим требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В этой норме прямо указано, что число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов органа, рассматривающего соответствующие материалы. Данное положение законодательства о государственной службе в полной мере сочетается с принципом федерального антикоррупционного законодательства, предусмотренного п. 7 ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" - сотрудничество государства с институтами гражданского общества в противодействии коррупции <4>.

<3> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

На наш взгляд, для разрешения данного противоречия имеются два пути. Один направлен на сохранение названной функции за президиумом Совета, но для этого необходимо ввести в его состав компетентных представителей экспертного сообщества, являющихся членами Совета (А.Г. Кучерену, Г.П. Окорокову, В.Н. Руденко, Т.Я. Хабриеву, Л.И. Якобсона). Другой путь подразумевает создание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов для определенной категории должностных лиц. Эта комиссия может осуществлять свою деятельность либо при Президенте РФ, либо при Совете, либо при президиуме Совета. На наш взгляд, второй путь предпочтительнее, поскольку будет больше соответствовать как законодательству о государственной гражданской службе, так и федеральному антикоррупционному законодательству.

Необходимо отметить, что одна из основных функций президиума - формирование повестки заседания Совета является сугубо технической и не представляет особого научного и практического интереса. Это обусловлено тем, что заседания Совета с момента его образования проходили лишь 5 раз (30 сентября 2008 г., 10 марта 2009 г., 6 апреля 2010 г., 13 января 2011 г., 14 марта 2012 г.) и специфика формирования повестки обусловлена регламентом проведения таких заседаний по другим вопросам. Вместе с тем создание президиумом рабочих групп (комиссий) по отдельным вопросам его деятельности может вызвать определенный интерес для организации работы как региональных, так и муниципальных специализированных антикоррупционных органов с аналогичной для своего уровня компетенцией. Это обусловлено тем, что на уровне субъектов РФ процесс создания аналогичных рабочих органов, обеспечивающих работу советов по противодействию коррупции, при главах регионов еще продолжается <5>.

<5> Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 "О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457; распоряжение Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2012 г. N 40-р "Об утверждении состава рабочей группы". Документ находится в личном архиве автора.

Как указано в самом нормативном правовом акте, регулирующем деятельность президиума Совета, он для решения возложенных на него задач может создавать рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из различных категорий населения. В состав рабочих групп и комиссий могут входить: а) члены совета; б) представители государственных органов; в) представители общественных объединений и организаций; г) эксперты; д) ученые; е) специалисты.

На начало октября 2012 г. при президиуме Совета были созданы две рабочие группы и одна комиссия. Первым рабочим органом президиума стала созданная его решением от 6 апреля 2010 г. рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества под председательством члена Совета и президиума Совета Министра юстиции России А.В. Коновалова численностью 35 человек. Цель создания этой комиссии очевидна - разработка предложений президиуму Совета и совету по обеспечению взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

Вызывает интерес структура этой рабочей группы, в составе которой оказались два члена Совета как от федеральных органов государственной власти (А.В. Коновалов), так и от институтов гражданского общества (А.Г. Кучерена), 9 представителей органов государственной власти, 12 представителей общественных организаций и объединений, 12 ученых, специалистов и экспертов. Последнюю группу очень сложно разбить на предложенные в нормативном правовом акте категории (специалисты, эксперты, ученые). Однако и так очевидно, что количественное преимущество в деятельности рабочей группы принадлежит представителям общественных объединений (организаций), квалифицированным специалистам (ученым, экспертам) и лишь около 30% членов рабочей группы - это государственные служащие. О заседании рабочей группы и вопросах, рассмотренных на них лишь дважды упоминается на сайте Министерства юстиции РФ (заседания 22 марта 2011 г. и 29 сентября 2011 г.). Вместе с тем необходимо отметить, что заседания рабочей группы проходят регулярно - один раз в квартал по календарному плану работы, утвержденному руководителем группы и согласованному со всеми участниками предстоящих заседаний.

Несколько позже рабочей группы президиума по взаимодействию со структурами гражданского общества в июле 2010 г. распоряжением Президента России при президиуме Совета была создана Комиссия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции (далее по тексту - комиссия. - Примечание автора - П.К. ) <6>.

<6>

Основной целью деятельности комиссии было определено повышение эффективности координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции. Основные задачи были сформулированы следующим образом:

а) подготовка предложений президиуму Совета о мерах по осуществлению международных обязательств РФ в области противодействия коррупции;

б) участие в подготовке предложений:

  • о проведении консультаций с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций или иных образований в целях подготовки проектов международных договоров в области противодействия коррупции;
  • о заключении международных договоров в области противодействия коррупции или о присоединении к таким международным договорам;
  • о присоединении к международным антикоррупционным инициативам;

в) взаимодействие в установленном порядке при координирующей роли МИДа России:

  • с Управлением ООН по наркотикам и преступности - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протоколов, реализации иных мероприятий, касающихся указанных Конвенций и Протоколов;
  • с Группой государств против коррупции - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию;
  • с Рабочей группой Организации экономического сотрудничества и развития по проблеме подкупа при заключении международных коммерческих сделок - в целях обеспечения осуществления Российской Федерацией Конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок;
  • с международными организациями, их органами и (или) подразделениями, а также с соответствующими органами иностранных государств - в целях обеспечения осуществления международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, реализации иных мероприятий по противодействию коррупции;

г) согласование в пределах своей компетенции кандидатур руководителей и членов российских делегаций, формируемых для участия в международных мероприятиях по вопросам противодействия коррупции, а также проектов указаний таким делегациям;

д) осуществление в пределах своей компетенции контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами национального плана противодействия коррупции на соответствующий период.

К сожалению, персональный состав комиссии и положение о ней официально не опубликовывались. В соответствии с официальными документами, регулирующими деятельность этой комиссии, известно только одно - ее руководителем является С.Н. Дубовик, советник Президента РФ <7>.

<7>

За период существования комиссии с 23 сентября 2010 г. по октябрь 2012 г. она, судя по данным официального сайта совета, собиралась на свои заседания 5 раз (23 сентября 2010 г., 15 ноября 2010 г., 25 августа 2011 г., 25 ноября 2011 г., 24 апреля 2012 г.) и обсуждала вопросы взаимодействия с международными организациями в сфере противодействия коррупции.

По решению президиума Совета от 4 октября 2011 г. N 28 в конце 2011 г. была создана рабочая группа президиума по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти во главе с членом Совета Э.С. Набиуллиной. Цель создания рабочей группы является вполне очевидной - взаимодействие представителей бизнес-сообщества с представителями органов государственной власти по выработке совместных мер по обеспечению взаимодействия в сфере противодействия коррупции и представление их президиуму Совета.

Персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти был утвержден ее руководителем в начале декабря 2011 г. <8>. В состав образованной рабочей группы вошли 8 представителей бизнес-сообщества и 10 представителей органов государственной власти, а в последующем в марте 2012 г. в ее состав были включены еще два представителя власти - депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.В. Климов и И.А. Яровая <9>. В последующем, в связи с кадровыми изменениями в органах государственной власти, персональный состав рабочей группы изменился. Во главе ее стал новый член Совета, министр Министерства экономического развития России А.Р. Белоусов <10>. Вопреки положениям о регулировании деятельности рабочих групп президиума Совета в составе этой группы не оказалось ни одного представителя экспертного сообщества (ученых, специалистов, экспертов). Возможно, это обусловлено тем, что для руководителей групп требования Указа Президента РФ по этому вопросу носят рекомендательный, а не обязательный характер. Хотя, в соответствии с положениями того же Указа, в составе этой рабочей группы имеются два члена ныне действующего совета (А.Р. Белоусов и И.А. Яровая). Безусловно, для повышения эффективности работы данной рабочей группы необходимо введение в ее состав представителей экспертного сообщества. Во-первых, это приведет к тому, что ее состав будет соответствовать положениям о регулировании состава рабочих групп президиума, а во-вторых, дополнительно обеспечит реализацию принципа взаимодействия государства с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.

<8> Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 декабря 2011 г. N 699 "Об утверждении персонального состава рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти" // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
<9> Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2012 г. N 153 "О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. N 699" // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.
<10> Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 августа 2012 г. N 525 "О внесении изменений в персональный состав рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г." // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ.

Судя по материалам официального сайта Министерства экономического развития РФ, рабочая группа собиралась трижды, но не удалось установить, какие именно вопросы она рассматривала на каждом из этих заседаний. На сайте имеется лишь обзор вопросов, рассмотренных на ее третьем заседании.

Проведенный нами анализ правового регулирования деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, не определен единый процедурный порядок создания и функционирования рабочих групп и комиссий президиума Совета. В одних случаях они создаются распоряжениями Президента РФ нормативно-правового характера, в других - решениями президиума Совета, подписываемыми председателем - Руководителем Администрации Президента РФ, однако во всех случаях их персональный состав утверждается руководителями рабочих групп, в том числе и собственным ведомственным правовым актом.

Во-вторых, разнородно-правовое регулирование организации деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета. Например , отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность рабочих групп, определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам этих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него и другие вопросы. Вместе с тем наиболее важные направления деятельности комиссии относительно полно описаны в рассмотренном нами президентском нормативном правовом акте.

В-третьих, результаты заседаний вспомогательных рабочих органов президиума Совета по-разному освещаются в средствах массовых коммуникаций - в одних случаях сведения о заседаниях размещаются на сайте Совета (заседания комиссии), в других - избирательно на официальных сайтах федеральных органов государственной власти, руководители которых возглавляют эти вспомогательные рабочие органы.

В-четвертых, неодинаково происходит формирование персонального состава вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях качественный персональный состав этих органов формируется в соответствии с положениями о них, закрепленными в правовых актах Президента России (рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества), в других - по усмотрению руководителя вспомогательного рабочего органа с частичным исполнением этих нормативных правовых актов (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти).

В-пятых, по-разному происходит размещение сведений о персональном составе вспомогательных рабочих органов президиума Совета. В одних случаях сведения о них имеются в свободном доступе (рабочая группа по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти), в других сведения об их персональном составе ограничены и не размещаются в средствах массовых коммуникаций (комиссия и рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества).

Для разрешения выявленных нами очевидных противоречий в правовом регулировании формирования и деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции необходимо установить единый порядок их формирования и правового регулирования деятельности, а также освещения в средствах массовых коммуникаций.

На наш взгляд, правовое регулирование деятельности вспомогательных рабочих органов президиума Совета групп (комиссий), определяющих их правовой статус, цели и задачи, состав, требования к членам рабочих групп, их права и обязанности, основания ввода в состав и вывода из него необходимо осуществлять лично председателем президиума Совета, для этих целей издавая распоряжения Руководителя Администрации Президента РФ, которые необходимо размещать на сайте Совета вместе с персональным составом рабочих групп и комиссий. Разумеется, что не следует в полном объеме размещать на сайте Совета материалы результатов заседаний рабочих групп, а ограничиться лишь кратким ежегодным отчетом о проделанной работе.

Подводя итог проведенному нами анализу вопросов правового регулирования и деятельности президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, образуемых им рабочих органов (групп и комиссий), приходим к выводу о том, что правовое регулирование деятельности этих антикоррупционных органов, как и их деятельность, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вместе с тем высказанные нами идеи и предложения по исправлению положения дел в этой сфере, хотя и носят спорный характер, требуют дополнительных научных исследований, но уже и сейчас могут служить ориентиром для будущих изменений в правовом регулировании и организации их деятельности.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ и с изм. от 22 ноября 2011 г. N 25-П) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.
  3. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" (в ред. от 28 июля 2012 г. N 1060) // СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429.
  4. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1060 "Об утверждении состава Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.
  5. Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065 "О внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам обеспечения участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области противодействия коррупции" // СЗ РФ. 2012. N 32. Ст. 4485.
  6. Распоряжение Президента РФ от 22 июля 2010 г. N 489-рп "О Комиссии по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов по осуществлению международных договоров РФ в области противодействия коррупции президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции" (в ред. Указа Президента РФ от 28 июля 2012 г. N 1065) // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4088.
  7. Указ Президента Республики Татарстан от 2 июня 2012 г. N УП-415 "О Республиканской экспертной группе по вопросам противодействия коррупции" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2012. N 43. Ст. 1457.

References (transliteration)

  1. Federal"nyy zakon ot 27 iyulya 2004 goda N 79-FZ "O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe v Rossiyskoy Federatsii" (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ isizm. ot 22 noyabrya 2011 goda N 25-P) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2004. N 31. St. 3215.
  2. Federal"nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda N 273-FZ "O protivodeystvii korruptsii" (v red. ot 21 noyabrya 2011 goda N 329-FZ) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 52 (ch. I). St. 6228.
  3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 19 maya 2008 goda N 815 "O merakh po protivodeystviyu korruptsii" (v red. ot 28 iyulya 2012 g. N 1060) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2008. N 21. St. 2429.
  4. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1060 "Ob utverzhdenii sostava Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii i sostava prezidiuma etogo Soveta" // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485.
  5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 iyulya 2012 goda N 1065 "O vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po voprosam obespecheniya uchastiya Rossiyskoy Federatsii v mezhdunarodnom sotrudnichestve v oblasti protivodeystviya korruptsii" // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. N 32. St. 4485.
  6. Rasporyazhenie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyulya 2010 goda N 489-rp "O Komissii po koordinatsii deyatel"nosti federal"nykh organov ispolnitel"noy vlasti, inykh gosudarstvennykh organov po osushchestvleniyu mezhdunarodnykh dogovorov Rossiyskoy Federatsii v oblasti protivodeystviya korruptsii prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po protivodeystviyu korruptsii" (v red. Ukaza Prezidenta RF ot 28 iyulya 2012 goda N 1065) // Sobranie zakonodatel"stva Rossiyskoy Federatsii. 2010. N 30. St. 4088.
  7. Ukaz Prezidenta Respubliki Tatarstan ot 2 iyunya 2012 goda N UP-415 "O Respublikanskoy ekspertnoy gruppe po voprosam protivodeystviya korruptsii" // Sbornik postanovleniy i rasporyazheniy Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan i normativnykh aktov respublikanskikh organov ispolnitel"noy vlasti. 2012. N 43. St. 1457.

Повестка: о национальных проектах «Международная кооперация и экспорт», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Производительность труда и поддержка занятости», «Культура», «Экология», «Жилье и городская среда», о комплексном плане модернизации и развития инфраструктуры.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

У нас сегодня большое заседание президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Вначале хочу сказать, что работа по формированию национальных проектов входит в завершающую фазу, в федеральном бюджете на ближайшие три года Правительство предусмотрело все необходимые средства для их реализации. Сегодня обсудим последние редакции с учётом замечаний и поправок, которые были предложены на предыдущих президиумах, а также проектными комитетами под руководством моих заместителей.

При неизменности целей национальных проектов - они определены в указе - способы их достижения могут корректироваться в зависимости от социально-экономической обстановки, возможностей бюджета и других факторов.

Сегодня закончим разработку паспортов шести национальных проектов, которые касаются экспорта, малого и среднего бизнеса, производительности труда, жилья, культуры и экологии.

Начну с экспорта. Это проект «Международная кооперация и экспорт». Нам предстоит качественно повысить конкурентоспособность российских товаров и расширить их присутствие на мировых рынках. На это должна быть сориентирована наша промышленная и торговая политика, включая действующие инструменты государственного регулирования, отраслевые и корпоративные программы.

Отдельное внимание следует уделить экспорту услуг. Есть целый ряд областей, где мы можем успешно продвигаться. Это, например, IT, строительство, финансы, туризм. В секторе аграрно-промышленного комплекса мы ждём увеличения доли товаров с высокой добавленной стоимостью. Для этого требуется модернизация производства, перевооружение предприятий. Предстоит усовершенствовать всю товаропроводящую инфраструктуру. Нужно устранять торговые барьеры, создавать полноценную систему позиционирования и продвижения российской продукции за рубежом.

Свой вклад в экспортные поставки мы предлагаем внести и небольшим компаниям. Им посвящён отдельный национальный проект - «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Уже достаточно много сделано для улучшения условий ведения бизнеса. Мы занимаемся этим не первый год, результаты есть. Тем не менее остаётся целый ряд неохваченных сфер, в том числе упрощение налоговой отчётности, создание более благоприятных условий для самозанятых.

Спрос на льготные кредиты всё ещё превышает предложение. Нужно заниматься этим таким образом, чтобы малый и средний бизнес всё-таки имел более значительные возможности кредитоваться на приемлемых для него условиях. Включая доступ к дополнительным источникам финансирования через фондовый рынок, к лизинговым инструментам. Малые и средние предприятия должны знать, на какие меры поддержки они могут рассчитывать. Их нужно шире вовлекать в систему государственных закупок. Есть множество областей с высоким спросом на услуги малого и среднего предпринимательства. В частности, это городская среда, деятельность социальных учреждений. Нужно на них делать упор.

Производительность труда и поддержка занятости. Здесь нужно разработать меры стимулирования, включая финансовые - предоставление льготных займов, налоговых преференций и ряд других, причём как на федеральном, так и на региональном уровне. Также здесь надо сокращать административные барьеры и улучшать трудовое законодательство, корректировать нормы, которые касаются цифровой экономики, поскольку там постоянно появляются всё новые возможности, которые должны быть учтены в регулировании. В частности, уточним квалификационные требования к существующим и новым профессиям.

Отдельная тема - международное сотрудничество по опросам производительности.

Следующая тема - культура. Мы намерены создать условия для того, чтобы как можно больше людей посещали театры и музеи, концертные залы и библиотеки. Планируется ремонтировать и строить новые учреждения культуры в больших городах, в сельской местности, разумеется, внедрять цифровые технологии. Все эти мероприятия необходимо увязывать с комплексным развитием городской среды - это национальный проект «Жильё и городская среда» .

Здесь мы ставим четыре задачи.

  • Во-первых, надо улучшить механизмы финансирования жилищного строительства, сделать ипотеку более доступной для различных семей.
  • Во-вторых, надо создать новый механизм переселения людей из непригодных для нормальной жизни помещений.
  • В-третьих, увеличить объёмы жилищного строительства.
  • В-четвёртых, продолжить масштабные мероприятия по благоустройству российских городов.

Вся эта работа должна улучшать экологическую ситуацию, в данном случае я говорю уже о национальном проекте «Экология». Здесь ключевые меры - это формирование системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, ликвидация свалок, снижение выбросов загрязняющих веществ в воздушную среду, улучшение качества воды через модернизацию систем водоснабжения. Для этого надо создавать стимулы, чтобы осуществлялся переход на лучшие доступные технологии. За этим будет следить не только государство, но и сами граждане нашей страны, для чего формируется система общественного контроля.

В целом на реализацию этих шести национальных проектов мы предусмотрели в проекте федерального бюджета на следующий год (подчёркиваю - на следующий год) свыше 310 млрд рублей, точнее, 314. Деньги очень значительные, но и это не предел, просто надо будет смотреть, каким образом идёт финансирование тех или иных национальных проектов, и тогда уже будем принимать решение, в зависимости от того, как развиваются события. Конечно, мы ожидаем максимальной отдачи от каждого вложенного рубля.

Ещё один вопрос повестки - план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Это результат совместной работы Минэкономразвития, Минтранса и Минэнерго. У нас инфраструктура является ключевым фактором развития . Длина скоростных магистралей на 1 миллион человек у нас составляет 5 км, в то время как в Германии - 38 км, в Китае - 16 км, в Турции - 9 км. Вот такая разница. Одна из главных причин - нехватка инвестиций, неразвитость государственно-частного партнёрства в этой сфере. Поэтому мы будем развивать, в соответствии с указом, транспортные коридоры «Запад - Восток» и «Север - Юг», расширять железнодорожную, автодорожную, авиационную, морскую и речную инфраструктуру. Важно, чтобы этот план был увязан с национальными проектами (в частности, «Международная кооперация и экспорт» и «Безопасные и качественные дороги»). По состоянию на текущий момент в проекте федерального бюджета на следующий год было заложено на Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры порядка 323 млрд рублей. Развитие инфраструктуры - общая задача, ожидаем, что компании, в том числе частные компании, примут в этом активное участие.