Все про уход за автомобилем

Значение слова кардинал. Серый кардинал - это кто? Что значит выражение "серый кардинал"? Кто такие кардиналы кратко

История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .

Сведения о кардиналах

Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший кардинал-епископ . Образуя папскую консисторию , они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями ».

  • Кардинал-камерленго (Camerlengo ) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - помощник-заместитель папы в римской епархии ;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-государственный секретарь - премьер-министр и министр иностранных дел,
  • кардинал государственный секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-верховный пенитенциарий ,
  • кардинал-библиотекарь Ватиканской библиотеки и др.

Облачение и привилегии

Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка , кольцо , крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La Gerarchia Cattolica e la Famiglia Pontificia ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Кардинал"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кардинал

– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.

В католической церковной иерархии, а также лицо, облеченное этим саном.

  • ru (религ.)
  • - В народе смятение, крики, рыдания, и вот, в эту самую минуту вдруг проходит мимо собора по площади сам кардинал великий инквизитор.
  • певчая птица а вьюрковых, с ярко-красным (цвета кардинальской мантии) м.
    • ru (орнитол.)
  • мелкая семейства карповых.
    • ru (ихтиол.)
  • умласк=.
    • ru (матем.)
  • (ложный неон) рыба семейства карповых
  • Ришелье
  • аквариумная рыбка
  • аквариумная рыбка и сан Ришелье
  • второй после Папы Римского
  • высокий сан у католиков
  • высшее духовное лицо
  • высшее духовное лицо католической церкви
  • высший (после папы) духовный сан в католической церкви
  • высший сан после Папы Римского
  • главный враг мушкетеров
  • главный враг мушкетеров по сану
  • должность Ришелье
  • духовное лицо, которое иногда бывает серым
  • духовный сан выше епископа
  • звание Мазарини
  • каждый из тех, кто собирается на конклав
  • католический священник
  • м. высший сан католического духовенства, кроме папы, которого избирают из среди себя кардиналы. Птица Таnagrа. Кардиналов, ему прнадлежщ.; карданальский, им свойственый. Кардинальский кусочек, хлупик, кончик костреца жареной, вареной птицы, куприк. Кардинальство ср. звание кардинала
  • небольшая певчая птица
  • ночная бабочка
  • очевидно, биолог, окрестивший эту китайскую красно-синюю рыбку, был ярым католиком
  • певчая птица и аквариумная рыбка
  • певчая птица семейства овсянковых с ярко-красным оперением у самца, обитающая в Америке
  • потенциальный Папа Римский
  • птица семейства воробьиных, певчая
  • птица семейства кардиналовых
  • роман американского писателя Торма Клэнси "Кремлевский..."
  • рыба семейства карповых
  • с ним д`Аратньян играл в шахматы
  • с ним д`Артаньян играл в шахматы
  • сан Мазарини
  • сан Ришелье
  • сорт винограда
  • сорт помидор
  • титул Ришелье
  • чин однофамильца одесского Дюка
  • роман американского писателя Торма Клэнси «Кремлевский...»
  • церковное звание
  • (лат. cardinalis - главный, преимущественный, от cardo - сущность). 1) сперва титул первого министра при дворе императора Феодосия Великого; потом титул важнейших, после папы, духовн. лиц, избирающих нового папу. 2) птичка из отдела пташек, похожая, по образу жизни, на нашего воробья. 3) холодный напиток из вина, апельсинной корки и сахара.
  • лат. cardinalis - главный - в католической церкви: высший (после Папы Римского) духовный сан.
  • высшее духовное лицо в католической Церкви, в числе 70-ти кардиналы составляют конклав, учреждение, с которым папа делит тягость управления. К. избирают из своей среды папу.
  • высший духовный сан в римско-католич. церкви, носимый 70 лицами, которым принадлежит право избрания пап в общем собрании, назыв. конклавом. Им присвоен особый костюм (красная шапка и княжеская мантия) и титул эминенции; они составляют верховный совет папы.
  • лат. cardinalis, главный, преимущественный, от cardo, сущность, основание, главная сила. а) Сперва титул первого министра при дворе императора Феодосия Великого; потом титул важнейших после папы духовных лиц. b) Птичка из отдела пташек, похожая по образу жизни на нашего воробья. Водится в жарких частях Америки.
  • (ложный неон) рыба сем. карповых; аквариумная рыба
  • 1. Высший (после папы) духовный сан в католической церкви. 2. Лицо, имеющее такой сан
  • певчая птица сем. овсянковых с ярко-красным оперением у самца, обитающая в Америке
  • птица сем. кардиналовых
  • Ночная бабочка.
  • Птица семейства воробьиных, певчая.
  • Высшее духовное лицо.
  • Рыба семейства карповых.
  • Титул Ришелье.
  • Должность Ришелье.
  • Главный враг мушкетеров по сану.
  • Сорт помидор.
  • Аквариумная рыбка.
  • Очевидно, биолог, окрестивший эту китайскую красно-синюю рыбку, был ярым католиком.
  • Роман американского писателя Торма Клэнси «Кремлевский...».
  • Потенциальный Папа Римский.
  • Духовное лицо, которое иногда бывает серым.
  • Звание Мазарини.
  • роман американского писателя Торма Клэнси «Кремлевский КАРДИНАЛ »
  • В Римско-католической церкви после папы Римского.

    Понятие «кардинал» возникло в поздней античности, когда Рим делился на несколько приходов, за каждым из которых был закреплён (инкардинирован) особый пресвитер. Позднее, наряду с кардинал-пресвитерами, появились кардинал-диаконы, возглавившие римские диаконии (первоначально ведали благотворительной деятельностью в городе), а также кардинал-епископы, архиереи семи пригородных (субурбикарных) епархий.

    Особое значение звание кардинала приобрело в связи с процедурой избрания папы Римского. До 11 века кардиналы, как представители римского духовенства, участвовали в выборах пап вместе с жителями Рима. В 1059 папа Николай II (1059-61) буллой «In nomini Domini» оставил право избрания пап лишь за кардинал-епископами. В 1130 году в выборах впервые участвовали все три чина кардиналов, в 1179 получившие исключительное право избирать после смерти папы его преемника. Со 2-й половины 12 века достоинства кардинал-пресвитера и кардинал-диакона начали присваиваться также архиепископам и епископам, жившим вне Рима. Однако каждый кардинал обязательно включался в состав духовенства Рима. Таким образом, кардинальское достоинство как почётное звание стало отражать только положение священнослужителя в римской клире, а не его фактический духовный сан. С середины 13 века кардиналы получили особое пурпурное облачение и кардинальские шляпы.

    По традиции, неизменно соблюдаемой с 1389 года, новый папа избирается из числа кардиналов, хотя это не является строго обязательным правилом (смотри Конклав). В 1970 году папа Павел VI определил, что по достижении 80-летнего возраста кардиналы утрачивают право голоса на конклаве.

    В 1586 папа Сикст V официально определил, что число кардиналов не должно превышать 70 (6 кардинал-епископов, 50 кардинал-пресвитеров и 14 кардинал-диаконов). Каждый из шести кардинал-епископов возглавляет одну из субурбикарных кафедр, при этом кардинал-деканом (главой коллегии кардиналов) по традиции является кардинал-епископ г. Остия. Кардинал-епископом может стать лишь кардинал-пресвитер или, реже, кардинал-диакон. В 1965 году к чину кардинал-епископов были приравнены патриархи Восточных католических церквей, если таковые возводятся в кардинальское достоинство. В 1962 папа Иоанн XXIII постановил, чтобы все кардиналы возводились в епископское достоинство, однако из этого правила делаются исключения. В 1975 папа Павел VI законодательно увеличил число кардиналов до 120 за счёт кардинал-пресвитеров и кардинал-диаконов. кардиналы условно делятся на две группы: куриальных кардиналов, служащих в Римской курии (все кардинал-епископы, большинство кардинал-диаконов и часть кардинал-пресвитеров), и кардиналов, возглавляющих крупные епархии.

    Возведение в достоинство кардинала осуществляется папой на консистории - собрании кардиналов во главе с папой. Папа может назначить кардиналов тайно (in pectore), но если папа умирает, не объявив имя назначенного, то это возведение считается несостоявшимся. Нередко папа назначает кардиналами лиц, не имеющих значительных церковных должностей, например известных богословов. Кардиналы назначаются пожизненно, но в исключительных случаях папа может лишить этого достоинства (последний случай имел место в 1927 году).

    Лит.: Martin V. Les cardinaux et la curie. Р., 1930; Fürst С. G. Cardinalis: Prolegomena zu einer Rechtsgeschichte des römischen Kardinalskollegiums. Мünch., 1967; Alberigo G. Cardinalato е collégialita. Firenze, 1969; Melloni А. Il conclave: storia di una istituzione. Bologna, 2001.

    Словосочетание «серый кардинал» - это загадка для многих людей, не встречавшихся с этим термином. Что оно означает? Католического священнослужителя из высших кругов, носящего все серое? Но ведь «князья церкви» носят красное облачение… Значит, буквальная трактовка термина здесь неприемлема. Так кто же это тогда такой?

    Разобраться в этом вопросе, выяснить значение этих слов и познакомиться с конкретными примерами из мировой истории и повседневной жизни поможет читателю эта статья.

    Как появилось выражение

    Своими корнями словосочетание уходит в средневековую Францию, в те времена, когда религия и политика были еще родными, а не сводными сестрами. Одним из самых известных широкой публике персонажей Франции XVII века является Арман Жан дю Плесси, более известный как кардинал Ришелье. По свидетельствам историков, фигура эта фактически руководила внешней и внутренней политикой французской короны и имела колоссальное влияние на короля За алые цвета облачения, положенные священнослужителю его ранга, одним из прозвищ Ришелье было «Красный кардинал».

    Но очень немногим людям известно о том, кто направлял самого Ришелье. Известна эта личность под именем Франсуа Леклер дю Трамбле. Это дворянской крови человек, который выбрал для себя путь монаха капуцинского ордена, навсегда облачившись в серую сутану и приняв монашеское имя отец Жозеф. Именно он осуществлял руководство «канцелярией Ришелье», организацией, держащей в страхе всю Францию. Именно этот человек выполнял для своего покровителя самые тонкие и темные поручения, заботясь при этом о конечном результате, а не о способах его достижения. Отец Жозеф - это «серый кардинал», или «серое преподобие». Так его называли за цвет капуцинского одеяния и выдающееся умение дирижировать политическим процессом, не привлекая к себе внимания. Парадокс заключается в том, что настоящим кардиналом католической церкви дю Трамбле стал только в год своей смерти.

    «Серый кардинал» на картинах художников

    На картине французского художника Жана-Леона Жерома изображен отец Жозеф в скромных серых спокойно спускающийся по лестнице дворца и погруженный в чтение. Удивительна реакция придворных на его присутствие. Абсолютно все, даже самые состоятельные люди, в унисон склонили перед монахом головы и сорвали с головы шляпы. Монах не удостоил склонившихся перед ним людей даже мимолетным взглядом, не обратив никакого внимания на их почтение. Так велико было значение «серого кардинала» при французском дворе.

    Еще одно полотно, на котором запечатлен отец Жозеф, принадлежит кисти Шарля Дело и носит название «Ришелье и его кошки». Помимо красного кардинала и его любимцев, в темном углу, за столом, заваленном бумагами, можно различить человека в серой робе с удивительно сосредоточенным и умным лицом. Так изобразил художник «серого кардинала».

    Что означает «серый кардинал»

    Со времен жизни отца Жозефа прошло много лет, но выражение это получило такую популярность, что используется и поныне. Сутану заменил деловой костюм, религия перестала играть одну из главных ролей в политике, но «серые кардиналы» по-прежнему существуют.

    Кого называют «серым кардиналом»? Это влиятельный человек большего ума, как правило, из разряда высокопоставленных политиков. «Серый кардинал» - это стратег, предпочитающий решать свои задачи не напрямую, а руками других людей, оставаясь при этом в тени, не выходя на сцену. Это мастер-кукловод, искусно дергающий за веревочки своих марионеток, заставляя их исполнять свою волю.

    «Серый кардинал» - это человек, который мастерски владеет рядом умений, таких как компромат, пиар, черный пиар, воздействие грубой силой через третьих лиц, финансовое воздействие и так далее.

    Примеры из истории

    «Серый кардинал» - это выражение, широко применяющееся в период новой и новейшей истории. Рассмотрим несколько примеров.

    Адольф Фредерик Мунк, шведский политический деятель XVIII века, пользовался безоговорочным доверием короля Густава III. По его умному совету шведский монарх в противоборстве с Российской империей наладил выпуск фальшивых российских монет высокого качества. Экономический перевес позволил шведам приступить к военным действиям, принесшим в то время положительный результат.

    Кого называли «серым кардиналом» в Китае? Сына сапожника Ли Ляньина. Но как стать «серым кардиналом» удалось простому бедняку? Услышав, что наибольшим влиянием при дворе императора пользуются евнухи - кастрированные мужчины, юноша собственноручно сделал себе операцию. На службе у императора молодой слуга вступил в сговор с одной из его отвергнутых наложниц, сделав ее со временем любимой женой и последней императрицей Китая.

    Жозеф Фуше, министр французской полиции на рубеже XVIII-XIX веков, являлся классическим «серым кардиналом». Собирая компромат на каждую значимую фигуру, Фуше достиг огромного влияния, оставаясь при этом в тени. Уникальная способность этого человека заключалась в умении менять покровителя с такой легкостью и естественностью, как некоторые люди снимают и надевают перчатки. Пять раз ему удалось пережить переход власти от роялистов к Наполеону и все пять раз остаться при своей высокой должности, и, более того, одним из фаворитов правителя.

    «Серые кардиналы» Кремля

    В новейшей истории России тоже есть фигуры, которые получили такое прозвище. Итак, кого называли «серыми кардиналами» Кремля?

    В первые годы третьего тысячелетия такое прозвище прикрепилось к Александру Стальевичу Волошину, руководившему Администрацией Президента России. На снимке, сделанном 31 декабря 1999 года, Волошин символично запечатлен за спинами двух лидеров - Бориса Ельцина и Владимира Путина.

    Во втором десятилетии XXI века таким выражением стали называть Владислава Суркова. «Серый кардинал» Кремля, занимая должность помощника Президента, играет важнейшую роль в политических процессах страны. Огромный опыт работы в средствах массовой информации и в сфере связей с общественностью позволяет этому человеку тонко чувствовать конъюнктуру настроения людей и умело управлять ею.

    Выражение в музыке и фильмах

    В альбоме отечественной рок-группы «Князь» имеется песня с аналогичным названием. Первое четверостишие как нельзя лучше раскрывает всю суть «теневого правителя».

    Тайная власть - дело умных,

    И в любой игре нужно уметь

    В точку попасть, тихо и бесшумно,

    Подчинить и завладеть.

    В культовом сериале «Секретные материалы» в роли «теневой власти» действует не один человек, а целое тайное правительство, о существовании которого ничего не известно обычным людям.

    И в настольных играх

    Существует несколько настольных игр, использующих выражение «серый кардинал». Например, в одноименной игре от русских авторов Александра Невского и Олега Сидоренко игроку предстоит ощутить себя в этой нелегкой роли. В карточной игре необходимо вытягивать из колоды карты обитателей дворца: шута, генерала, провидца, барда, алхимика, убийцу, судью, короля и королеву. С их помощью необходимо набирать при дворе политическое влияние. Побеждает в игре тот, кто по завершении игры имеет наибольший «вес».

    Еще одно упоминание встречается в другой настольной игре - Runebound. Одно из умений в этой игре называется «Серый кардинал» и позволяет убрать любой боевой жетон противника, существенно ослабив его таким действием.

    КАРДИНАЛ (от лат. "дверной крюк") - в католичестве - высшие духовные лица, занимающие в церковной иерархии место непосредственно за папой, выше архиепископов и епископов. Иногда именуются "князьями Церкви".

    Такое положение К. приобрели постепенно. При Феодосии Великом слово "К." обозначало чиновника. С 5 по 11 в. К. именовались духовные лица, занимавшие постоянные места при определенных приходских церквах (не в селах), которые были прочно связаны со своими местами, "как дверь соединена с крюком, на котором висит". В то время как в других регионах титул К. исчезал, в Риме он приобретал все большее значение. Рим делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь, и ее настоятель назывался К. (вначале их было 7). Лишь в этих церквах совершались таинства.

    К.-священники и К.-дьяконы Рима присутствовали в совете папы и принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от духовенства и народа, но считались еще ниже епископов. К.-епископов тогда еще не было, но епископы Римской метрополии принимали участие и в совете, и в выборе папы.

    В начале 6 в. титул "К." стал означать "превосходительство", "преосвященство".

    К 8 в. К. образуют привилегированный класс духовенства, принимая участие в совершении папской литургии и входя в состав Римской духовной администрации. По декрету, принятому в 769, лишь К. мог быть избран папой.

    В 11 в. епископы Остии, Порто, Руфины (позже соединенной с Порто), Альбано, Сабинума, Тускулума (ныне Фраскати) и Палестрины (ныне Пренесте) были также названы К.

    Важное значение в истории развития сана К. имел декрет Папы Николая II, изданный в 1059, в силу которого кардинальская коллегия получила право выбора папы. До Латеранского Собора 1179 этим правом пользовались лишь К.-архиепископы, но на этом Соборе это полномочие вернули всей коллегии К. (см. Конклав ). При Иннокентии IV (1243-1254) К. получили место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую, что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать "ради возвышения святой веры, ради мира и покоя народа христианского, ради умножения и благосостояния Святой Римской Церкви". Бонифаций VIII (1295-1303) дал им княжескую мантию, Павел II (1464-1471) - право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Пий V (1566-1572) в 1567 запретил именоваться К. тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) К. получили титул Eminentissimus, Eminentia, который носили духовные курфюрсты.

    Число К. бывало различно (в 12 в. редко более 30, уменьшалось даже до 7) вплоть до 1586, когда, по декрету Папы Сикста V (1585-1590), оно было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых): из них 6 К.-архиепископов, 50 К.-первосвященников и 14 К.-архидьяконов. Иоанн XXIII (1958-1963) снял это ограничение и с тех пор количество К. превосходит 100.

    К.-священники и К.-дьяконы носят титулы по именам римских церквай и капелл, при которых они числятся. В своих и подчиненных им церквах К. имеют епископскую юрисдикцию и, кроме того, много других привилегий.

    К. назначаются исключительно папой сначала на тайном, потом на торжественном заседании консистории, с соблюдением известных обрядов. Папа может назначить К., - некоторое время не объявлять их имен, хранить их "у себя в груди", причем отсчет старшинства таких К. ведется со дня заявления папы о совершившемся назначении. В Новое время иностранцы, получившие сан К. по рекомендации своих правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались К. короны (Франция и Австрия, а также Испания и Португалия). К. вместе с папой образуют священную коллегию, деканом которой считается старейший К.-епископ. Образуя папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах. Для заведования определенным кругом дел из К. образуются комиссии, называемые конгрегациями. К. занимают известные должности папского управления.

    Главные внешние отличия кардинальского сана: красная мантия, красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным К."), кольцо, крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб.